Немецкие историки установили, что дочь Генриха Гиммлера работала после войны в структурах Федеральной разведывательной службы Германии
Семьдесят лет назад маленькую девочку по имени Гудрун знала в лицо вся Германия. И это не удивительно: ведь она постоянно мелькала в кадрах тогдашней кинохроники и присутствовала на страницах газет вместе с папой, рейхсфюрером СС.
Гудрун была любимицей своего отца, Генриха Гиммлера, который при каждой возможности брал ее с собой, будь то партийные собрания НСДАП, поездки по стране или частные визиты к главе Третьего рейха. В распоряжении «нацистской принцессы», как ее тогда называли, был даже специальный самолет, который в короткое время доставлял ее из родного Мюнхена в столицу Германии. Девочка отвечала отцу той же привязанностью и любовью. Будучи одна, «Куколка» (еще одно прозвище дочери Гиммлера) собирала в альбомы газетные публикации, рассказывавшие об отце, ждала его регулярных звонков, хотя Гиммлер, переехав в Берлин, практически не поддерживал отношения с матерью ребенка, заведя себе любовницу.
Привычный и понятный мир для дочери Гиммлера — инициатора «окончательного решения еврейского вопроса» — рухнул с разгромом нацизма и самоубийством отца. 13 мая 1945 года 15-летняя Гудрун вместе с матерью была арестована британскими военнослужащими. Вскоре она узнала о смерти Генриха Гиммлера, что стало для нее, по-видимому, настоящим шоком.
Девочка тяжело заболела, впала в беспамятство и несколько дней находилась при смерти. Однако ни тогда, ни в последующие годы не только не отреклась от своего отца, но продолжала открыто им гордиться.
В анкетах при приеме на работу она всегда писала, что является дочерью рейхсфюрера СС. Даже в обыденной жизни, если возникали вопросы к ее фамилии, то Гудрун гордо отвечала, что Генрих Гиммлер — ее отец.
В 1951 году Гудрун прошла процедуру денацификации и получила от союзников документ, подтверждающий, что она не отвечает за преступления своего отца. Вскоре она смогла закончить курсы портних, но постоянной работы долгое время так и не получала. Работодатели либо вообще отказывались принимать ее, узнавая, что перед ними дочь нацистского преступника, либо, оформив все-таки на работу, вскоре увольняли женщину.
Надо сказать, что дочь Гиммлера и в послевоенные годы не отказывалась от человеконенавистнических воззрений своего отца. Так, с 1951 года Гудрун участвовала в деятельности объединения «Тихая помощь», оказывавшего поддержку бывшим нацистам. Затем помогала созданию запрещенной впоследствии организации «Викингюгенд», которая действовала по образцу «Гитлерюгенда».
Долгое время было непонятно, каким же образом дочь Гиммлера тогда зарабатывала себе на жизнь? На минувшей неделе частичную ясность в этот вопрос внес глава комиссии по изучению истории Федеральной разведывательной службы (BND) Бодо Хехельхаммер. По его данным, как минимум с конца 1961 по осень 1963 года Гудрун Гиммлер работала секретаршей в «Организации Гелена», немецкой разведслужбе, позже преобразованной в BND. По данным историка, в разведке Гудрун Гиммлер работала под вымышленным именем. Приходя на работу в Пуллах, она была там в окружении многих бывших друзей и соратников своего отца. В то время, по некоторым данным, чуть ли не треть сотрудников этой организации были бывшими членами НСДАП. «Деятельность дочери Гиммлера в разведке является особо циничным примером того, как тогда быстро забывалась недавняя история страны», — считает историк. Уволили женщину лишь тогда, когда в немецких спецслужбах стали, наконец, переосмысливать свое отношение к выходцам из нацистских структур.
Вскоре, однако, Гудрун вышла замуж за журналиста и баварского активиста NPD Вульфа-Дитера Бурвица, активно участвовавшего в неонацистском движении тогдашней Германии. Гудрун сменила фамилию, но отнюдь не взгляды, постоянно пытаясь оправдать преступления своего отца. Имени Гудрун Бурвиц не было в телефонных справочниках, а ее дом в Пуллахе, где она проживала, был зарегистрирован на юридическую компанию. В одно из своих редких появлений на публике, произошедшее в 1995 году на съезде неонацистов в Австрии, женщину приветствовали как «звезду коричневой сцены». При этом сама она не скрывала, что остается убежденной нацисткой, прикрепив к блузке брошку с изображением свастики.
В минувшем месяце в прессу просочилась информация, что дочь Гиммлера скончалась еще 24 мая в возрасте 88 лет. Эту информацию затем подтвердили и в мюнхенском ведомстве по делам регистрации граждан. Видимо, смерть женщины и позволила руководству BND рассекретить архивы, связанные с ее именем.
Владимир Волков
“Новый вторник”