«Дебаты о платочке» разгорелись в Германии с новой силой
А начались они ровно двадцать лет назад, когда гражданке ФРГ Фереште Лудин земельное ведомство по делам школьного образования Баден-Вюртемберга отказало в возможности работать школьным учителем только потому, что она носила мусульманский платок.
При этом женщина и не думала снимать его даже во время своей работы в школе. «Религиозным символам, особенно выражающим дискриминацию женщин, нечего делать в учебном заведении», — посчитали тогда в земельном ведомстве.
Получив запрет на профессию, несостоявшаяся учительница обратилась в суд. Ее аргументация была проста: «Если бы платок действительно был символом дискриминации, то я отказалась бы от него в числе первых». За этим резонансным делом начала следить тогда вся Германия. А сама фрау Лудин отправилась в длинный путь по различным судебным инстанциям страны.
В 2002 году Федеральный административный суд Берлина подтвердил решение нижестоящих судов Штутгарта и Мангейма о запрете преподавания в школах учителям-мусульманкам, носящим платок. Но уже через год высшая судебная инстанция Германии — Федеральный конституционный суд — посчитал, что этот вопрос каждая федеральная земля должна решать для себя самостоятельно. Именно земельные, а не федеральные законодатели, заявили в Карлсруэ, должны определять «уровень и степень религиозных символов в школе».
Вроде бы Ферешта Лудин добилась победы в самом главном суде ФРГ. Однако на практике все вышло с точностью до наоборот. Сразу восемь земель Германии приняли тогда законодательные положения, запрещающие учителям ношение мусульманских платков в школе. В том числе, земля Баден-Вюртемберг. Тогдашняя глава земельного Министерства культуры и образования, представительница ХДС Аннетте Шаван отмечала, что хиджаб является «символом политического исламизма, культурной изоляции и длинной истории дискриминации женщин». Поэтому, мол, ношение хиджаба учителями непозволительно.
В 2015 Федеральный конституционный суд утверждает новый вердикт по данному поводу. По мнению судей, полный запрет на ношение мусульманских платков не соответствует положениям немецкой Конституции. «Такие паушальные запреты не допустимы по причине нашей религиозной свободы», — говорилось в итоговом судебном решении.
Этот вердикт, по сути, подтвердил правоту фрау Лудин, дав ей, по ее словам, моральное удовлетворение, и все же не сделал ее счастливой. Ведь, хотя после этого судьбоносного для женщины решения большинство земель и разрешило мусульманкам в платках вести уроки в школах, для нее лично ничего не изменилось.
Дело в том, что все последние годы уроженка Афганистана живет в немецкой столице, где для учителей государственных школ действует строгий запрет на ношение платков. «Жаль, что мы по-прежнему и через двадцать лет должны обсуждать эту тему», — рассказала госпожа Лудин журналистам. — «Ведь я абсолютно убеждена, что мусульманский платок — это никакой не политический символ и не знак протеста или размежевания». Она преподает сегодня в одной из частных исламских школ Берлина. В этой школе, кстати, официально аккредитованной сенатским управлением по образованию, она спокойно носит мусульманский платок.
Между тем, «дебаты о платочке» в немецком обществе и в судебных инстанциях Германии, похоже, очень далеки от завершения. Так, в марте 2018 года Административный суд Баварии уже во второй инстанции отказал выпускнице местного педагогического вуза в разрешении носить платок в школе. А в минувшем апреле министр по делам интеграции земли Северный Рейн — Вестфалия Йоахим Штамп предложил ввести полный запрет на ношение.
Владимир Волков
“Новый вторник”