«За «схематозы» их по «бубну» не били»

«Транспортный король» Закамья спалился на налогах?

В выводе денег через однодневки заподозрен владелец тысячи автопоездов. Еще 10 лет назад он был простым челнинским барменом.

В поле зрения СК попала компания «ЛидерТранс» — один из крупных игроков федерального рынка грузоперевозок, чья база находится в Челнах. Следователи предполагают, что компания вот уже несколько лет уклоняется от уплаты налога на прибыль. Участники рынка, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», считают, что за владельцем Михаилом Устюжаниным стоит некий тайный бенефициар из Москвы. Но главная загадка: как такая схема могла работать под носом у недавно переехавшей в Марий Эл Лилии Гатиной?

В поисках сомнительных фирм

19 июля следователи отдела СК по автограду нагрянули с обысками в офис одного из крупнейших грузоперевозчиков республики — ООО «Транспортно-экспедиционная компания „ЛидерТранс“». В тот же день следователи опросили владельца компании Михаила Устюжанина. По некоторым данным, Устюжанин сразу после беседы с силовиками покинул страну. Наши источники, близкие к правоохранительным органам, называют даже конкретное направление — бизнесмен мог улететь в Лос-Анджелес, где у него имеется квартира.

Поводом для следственных действий стало возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов»). К слову, ведет его заместитель начальника следственного отдела Станислав Зубов. Претензии следователей пока формально относятся не к «ЛидерТрансу», а к деятельности ряда других близких к нему организаций. В частности, как сообщает наш собеседник, следком расследует уклонение от уплаты налогов ООО «Авекс-Групп» и ООО «Транскомрессурс», которые имеют признаки классических однодневок. Обе фирмы зарегистрированы в Набережных Челнах, обе находятся в стадии ликвидации, но главное — выступали в качестве контрагентов «ЛидерТранса». По версии следствия, с их помощью только за первый квартал 2017 года в бюджет недоплачено 40 млн рублей, и это только вершина айсберга.

19 июля следователи отдела СК по Автограду нагрянули с обысками в офис ООО «Транспортно-экспедиционная компания «ЛидерТранс»
19 июля следователи отдела СК по автограду нагрянули с обысками в офис ООО «Транспортно-экспедиционная компания «ЛидерТранс» Фото: rostec.ru

Информацию о фирмах следком получил в ФНС — якобы, когда налоговики пришли по адресам юридической регистрации фирм, они наткнулись на классическую картину: кресло, стул и монитор. «Очевидно, что фирмы-однодневки», — описывает наш источник. При этом, по данным «Контур.Фокус», выручка «Авекс-Групп» за 2016 год (последний отчетный период) составила 210 млн рублей, а «Транскомресурса» — почти 650 млн рублей. Прибыль же их за тот же период составила 479 и 930 тыс. рублей соответственно. Сейчас обе компании в стадии ликвидации.

По данным следствия, в конце каждого отчетного периода «ЛидерТранс» заключал договоры на оказание услуг с этими и другими подставными фирмами, занижая таким образом базу налога на прибыль. В том же 2016 году чистая прибыль компании, согласно данным «Контур.Фокус», составила всего 3,5 млн рублей при общем обороте в 1,4 млрд рублей.

Поводом для следственных действий стало возбуждение уголовного дела по статье «Уклонение от уплаты налогов»
Поводом для следственных действий стало возбуждение уголовного дела по статье «Уклонение от уплаты налогов» Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

После перечисления средств на счет подставной фирмы, уверены следователи, деньги либо снимали, либо заключали еще один договор оказания услуг со следующей подставной фирмой, чтобы увести следы: так описывает схему наш источник. Если в двери все же стучались сотрудники налоговой, то юрлицо-пустышка банкротилось, не оставляя после себя почти ничего: фирма не вела реальной хозяйственной деятельности, не владела активами или имуществом.

Как сообщает один из наших собеседников, в поле зрения СК находятся еще более десятка подобных фирм, среди которых, к примеру, ООО «Веландтрак», ООО «Прайсдеталь» или ООО «Юджинлогистик», зарегистрированные в Челнах. Эти фирмы сейчас так же плотно изучают сотрудники налоговой службы. Наш собеседник отмечает, что все эти фирмы использовали один IP-адрес, документы в налоговую приносил один и тот же представитель. Все это тоже косвенные признаки аффилированности. В ближайшее время налоговики планируют провести камеральную проверку этих юрлиц. Если взаимосвязь компании «ЛидерТранс» и ее контрагентов будет установлена, то сумма ущерба за три-четыре последних года, по оценкам нашего собеседника, может составить порядка 1 млрд рублей.

Связаться с Устюжаниным и самой компанией не удалось: единый телефон «ЛидерТранса», указанный на сайте фирмы, не отвечает. Не вышел на связь и директор «Лидер-Транса» Иван Гришин, он же, к слову, соучредитель общественной спортивной организации «Федерация бодибилдинга города Набережные Челны».

Михаил Устюжанин — один из самых успешных и в то же время непубличных бизнесменов Закамья
Михаил Устюжанин — один из самых успешных и в то же время непубличных бизнесменов Закамья. Фото: vestikamaza.ru

От бара и «газели» к сотням грузовиков

Устюжанин — один из самых успешных и в то же время непубличных бизнесменов Закамья. В нулевых он, утверждают наши собеседники, работал простым барменом в одном из клубов автограда, а спустя всего десятилетие уже управляет компанией с оборотом в 1,4 млрд рублей в год, в штате которой, как указано на официальном сайте, около 1,5 тыс. сотрудников, управляющих не менее чем тысячей автопоездов.

«Я знаю, что в свое время у него была своя „газель“, вот он на ней и подрядился на „Челны-Бройлере“ подрабатывать, развозил по городу курятину, — вспоминает один из участников рынка перевозок. — Так в автобизнес и пришел… Сначала у него было 20 машин, потом 50, потом 100 автопоездов. И я знаю, что он еще в 2010 году ставил цель довести количество машин до тысячи», — рассказал наш собеседник.

Впрочем, в таланты Устюжанина он не верит. «Насколько я знаю, настоящие хозяева „ЛидерТранса“ сидят в Москве. Устюжанин — номинальный учредитель, он точно не хозяин этой фирмы. У него просто очень хорошо подвешен язык. За счет этой своей способности он и добивается своих целей. Я не думаю, что в Москве ты пришел и тебе сразу за красивые глазки дадут заказы. Там есть какие-то влиятельные покровители, сто процентов…» — говорит один участник рынка.

Связаться с Устюжаниным и самой компанией не удалось. Не вышел на связь и директор «Лидер-Транса» — Иван Гришин
Связаться с Устюжаниным и самой компанией не удалось. Не вышел на связь и директор «Лидер-Транса» Иван Гришин. Фото: скриншот

По слухам, сам бизнесмен в разговорах с коллегами и не скрывает, что на самом деле главный бенефициар не он, а влиятельный тесть. Кто это — наши собеседники, к сожалению, не уточняют.

В публичном пространстве Устюжанин засветился лишь однажды, осенью 2016 года, когда СП КАМАЗа и Daimler Benz — завод «Даймлер КАМАЗ Рус», расположенный на площадях индустриального парка «КИП-Мастер», — праздновало выпуск 10-тысячного грузовика Mercedes российской сборки. Гендиректор завода Хайко Шульце лично вручил Устюжанину символический ключ от тягача и сертификат, подтверждающий, что сошедший со стапелей завода большегруз действительно юбилейный.

По словам участников рынка грузоперевозок, «ЛидерТранс» считается «одним из лидеров российского сегмента FTL (перевозки целыми фурами — прим. ред.)». Довольно большой сегмент в деятельности компании занимает перевозка грузов рефрижераторами. Клиентами перевозчика-экспедитора выступают компании, работающие в отраслях розничной торговли и ТНП, машиностроения, металлургии, химической промышленности и нефтегазового сектора. До недавнего времени, по словам наших собеседников, своей собственной базы у «ЛидерТранса» в Челнах не было, но затем она то ли взяла в аренду, то ли выкупила площади базы «М7».

В публичном пространстве Устюжанин (второй слева) засветился лишь однажды, когда СП КАМАЗа и Daimler Benz — завод «Даймлер КАМАЗ Рус» праздновал выпуск 10-тысячного грузовика Mercedes российской сборки
В публичном пространстве Устюжанин (второй слева) засветился лишь однажды, когда СП КАМАЗа и Daimler Benz праздновали выпуск 10-тысячного грузовика Mercedes российской сборки. Фото: chelny-biz.ru

Также транспортники Челнов замечают одну особенность — якобы «Лидер-Транс», пользуясь своими большими оборотами, активно занимается перепродажей запасных частей, грузовых автомобилей и топлива. Пример — топливные карты «Газпромнефти».

«Им же для их автомобилей требуется достаточно большое количество топлива, и они договорились с „Газпромом“, что им топливо будут продавать с 10-процентной скидкой. А он это топливо затем перепродает, но уже с 7-процентной скидкой своим контрагентам. 3 процента оставляет себе. На этом тоже довольно много можно заработать» — говорит наш собеседник.

«Оптом у автопроизводителей закупает технику, а затем перепродает ее мелким частникам. Были прецеденты, когда он приходил к автопроизводителям — в Scania, в Volvo, в Mercedes, заключал крупный контракт на поставку техники, выбивал какие-то скидки и дальше перепродавал ее на рынке. После этого он, говорят, стал persona non grata в Scania, в Volvo. Mercedes вроде бы пока смотрит на это сквозь пальцы, терпит его. Была информация, что он начал DAF торговать и полуприцепами Schmitz», — замечает другой транспортник.

Совпадение или нет, но уголовное дело возбудили спустя месяц после ухода в отставку некогда всесильной руководительницы челнинской ФНС Лилии Гатиной
Совпадение или нет, но уголовное дело возбудили спустя месяц после ухода в отставку некогда всесильной руководительницы челнинской ФНС Лилии Гатиной. Фото: nabchelny.ru

Казалось бы, при чем тут Гатина?

Интересно, что конкуренты догадывались, что с соблюдением требований ФНС у быстро раскрутившегося Устюжанина не все гладко.

«То, что они лукаво играют с налогами, мы подозревали давно, — заявил „БИЗНЕС Online“ один из участников челнинского рынка грузоперевозок. — Просто их по „бубну“ еще не били за эти „схематозы“. Те, кого били, уже нормально играют. Но даже и те все равно так нагло все это не делали. Не платить — это сейчас почему-то считается своеобразным уровнем крутизны. Мы тоже знаем эти механизмы по уходу от налогов, думаю, даже лучше знаем. Но нужно платить налоги! И не только для того, чтобы спокойно спать», — заявил наш собеседник.

По словам участников рынка грузоперевозок, «ЛидерТранс» считается «одним из лидеров российского сегмента FTL (перевозки целыми фурами — прим.ред.)»
По словам участников рынка грузоперевозок, «ЛидерТранс» считается «одним из лидеров российского сегмента FTL» Фото: Олег Спиридонов

Компания «Лидер-Транс» основана в 2009 году и до 2017 года была «прописана» в Челнах (сейчас она переехала в Москву). Совпадение или нет, но уголовное дело возбудили спустя месяц после ухода в отставку некогда всесильной руководительницы челнинской ФНС Лилии Гатиной. В середине июня она с почестями покинула свой пост, произнесла проникновенную и сплошь благодарственную речь во время делового понедельника и отправилась в Марий Эл, где возглавила целое региональное управление.

Гатина возглавляла налоговую инспекцию Набережных Челнов с 2003 года. Получается, если следком окажется прав, то миллиардное уклонение от уплаты налогов по грубейшей схеме происходило прямо у нее под носом. Неужели опытнейший налоговик, прославившаяся своей въедливостью, слона-то и не увидела?

Артем Кузнецов, Асхат Идиятуллин

По материалам: “Бизнес Online”

Ранее

Глава Казани возглавил Национальный рейтинг мэров

Далее

У россиян рухнула вера в рубль

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru