В ответе за товар

Что угрожает интернет-агрегаторам

19 июля Госдума окончательно приняла закон об интернет-агрегаторах товаров и услуг. Новость всколыхнула представителей бизнеса, чья деятельность связана с продажами в онлайне. Подпадают ли под действие закона торговые площадки и маркетплейсы? Чего ждать после вступления закона в силу и как он может изменить рынок?

До принятия окончательной версии законопроект об интернет-агрегаторах товаров и услуг подвергался многочисленным поправкам. Против нововведений неоднократно выступали крупные игроки рынка.

В июле 2015 года Роспотребнадзор предложил блокировать сайты недобросовестных поставщиков информации о товарах, услугах и их производителях — тех агрегаторов, что указывают некорректные данные или не предоставляют такие сведения вовсе. Первоначальную версию закона раскритиковали ведущие игроки рынка.

Доработанный вариант законопроекта также не устроил рынок. В частности, «Яндекс.Маркет» раскритиковал законопроект: он открывает возможность для недобросовестной конкуренции и дает право требовать возмещения ущерба покупателя дважды (с продавца и агрегатора).

В начале 2017 года правительство одобрило законопроект, по которому агрегатор несет ответственность за недостоверную информацию (даже взятую у продавца), отвечает за финансовые потери покупателя в размере полученной предоплаты (если товар вовремя не доставлен или не соответствует информации, размещенной у агрегатора) и должен был возместить ущерб в течение 10 дней. Наряду с членами Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) одобренную версию поддержали представители сервиса Goods — маркетплейса «М.Видео».

Летом 2017 года Минэкономики выдвинуло справедливые претензии к законопроекту: агрегаторы не могут отвечать за изначально ложную информацию от продавца, тем более что покупатель мог произвести покупку непосредственно на сайте продавца.

В окончательном варианте, принятом в июле 2018 года, агрегатором считается сайт, интернет-страница или программа, позволяющие рассмотреть предложения о покупке товаров или услуг, заключить сделку с продавцом и оплатить покупку. Так, «Яндекс.Маркет», убравший с сайта возможность оплаты, уже не подпадает под действие закона. Также исключается ответственность агрегатора за некорректную информацию, предоставленную продавцом.

Последствия для агрегаторов

Если до законопроекта деятельность онлайн-агрегаторов, таких как «Яндекс.Маркет» или «Товары. Mail.Ru» не регулировалась вовсе, то теперь понятию «агрегатор» дано четкое определение.

Поправки к закону «О защите прав потребителей», перечисленные в 250-ФЗ от 29.07.2018, вступают в силу с 1 января 2019 года. За это время агрегаторам и продавцам предстоит подготовиться к существенным изменениям на рынке.

  1. Проработка карточек товара. Этому моменту стоит уделять больше внимания: максимальная детализация в описании, фото с нескольких ракурсов, видеообзоры, точное соответствие размерных и весовых характеристик, точная информация о доставке. Так, например, «Яндекс.Маркет» еще в конце 2017 года пообещалпредоставить возможность продавцам править карточки товаров самостоятельно, чтобы информация о товаре была более полной. Закон требует от агрегаторов максимально правдивой информации, и те в свою очередь будут вправе требовать больше данных от поставщиков. Продавцы будут вынуждены потратить время и деньги на качественную проработку контента, тем более что ответственность за достоверность информации именно на них. В итоге это приведет к росту конверсии продаж, но на начальном этапе может привести в том числе к росту цен.

  2. Минимизация отказов. Каждый отказ от заказа лишает агрегатора определенной суммы денег, равной как минимум произведенной предоплате. С учетом времени на ожидание возврата денег от поставщика увеличивается риск «кассовых разрывов» (период между фактической оплатой товара и поступлением денег). Результатом может стать введение штрафных санкций для недобросовестных поставщиков.

  3. Страхование рисков. Для минимизации рисков агрегаторы вместо штрафов могут ввести некий «страховочный процент» на возврат. Возможность задвоения возврата ущерба покупателю может привести к увеличению затрат на коммуникации с поставщиком. Как результат — также вероятен рост цен.

  4. Больше доверия к маркетплейсам. Такие сервисы изначально позиционируют себя как ответственных продавцов: тщательный отбор поставщиков, проверенные товары, контроль над процессом «выбор-доставка-оплата». Как заявляют маркетплейсы, потребителю не приходится рисковать, покупая в неизвестных интернет-магазинах. С вступлением в силу закона доля рынка маркетплейсов может вырасти.

Если же рассматривать рынок интернет-продаж в целом, то сложнее всего придется мелким магазинам. Для них вырастет цена входа на рынок, так как потребуются вложения в качественный контент. В некоторой степени выиграют крупные интернет-магазины, как правило, располагающие неплохой базой. Доля доработок в их случае невелика.

Что ждать потребителям?

Закон изначально направлен на улучшение степени защиты прав потребителей и повышение общей прозрачности российского ретейла. Несмотря на то что число жалоб на интернет-магазины в 2017 году выросло на 33% по сравнению с показателем 2016 года, их количество остается ничтожно малым — 11 600 жалоб (около 2% от всего числа).

Поскольку продавцам придется уделить больше внимания проработке контента, степень соответствия товаров ожиданиям клиента возрастет. Для покупателя определенным минусом станет незначительно возросшая цена товаров, вызванная дополнительными затратами на контент. Но это коснется прежде всего клиентов небольших магазинов.

Члены АКИТ рассказывают о некоторых работающих схемах незаконного обогащения недобросовестных покупателей. Эксперты считают, что число «покупателей-экстремистов» может вырасти: они могут использовать схему двойного возмещения убытков из-за несоответствия информации о товаре или при нарушении сроков поставки.

Коснется ли закон крупных агрегаторов?

Не все агрегаторы в общем понимании этого слова подпадают под действие нового закона.

«Яндекс.Маркет», один из главных критиков первых версий законопроекта, не является агрегатором по определению, поскольку убрал корзину с сайта и не принимает платежи от пользователей.

Скорее всего, обойти закон удастся и китайскому Aliexpress, так как оплату принимает не сам сайт, а отдельная компания — сервис Alipay.

Площадки Goods (маркетплейс «М.Видео») и «Беру!» (совместный проект «Яндекса» и Сбербанка), по всей видимости, полностью соответствуют определению понятия «агрегатор». Не до конца понятно, будут ли считаться таковыми «Яндекс.Еда», «Яндекс.Такси», DeliveryClub, Pandao (проекты Mail.ru).

Но вне зависимости от того, подпадает ли сайт под действие обновленного законодательства, даже порталы чисто информационного характера можно привлечь к ответственности за распространение недобросовестной рекламы. В случае нарушения компании грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей.

Максим Наумкин

По материалам: “Forbes”

Ранее

Прибыль как роскошь

Далее

Волочкова на оглашение приговора экс-водителю пришла в облегающем платье

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru