Высшим органом власти в Армении стала «революционная площадь»
В пятницу, 17 августа, «революционный» премьер Армении Никол Пашинян подвел итоги первых ста дней на посту главы правительства. Форму для отчета он выбрал нетрадиционную: выступление на митинге в центре Еревана. Митинг состоялся на площади Республики, той самой, где недавно, во время «армянской весны» тысячи людей требовали перемен. По сути, именно эти люди на площади «назначили» Пашиняна премьером. Поэтому нет ничего удивительного в том, что об итогах своих «ста дней» он отчитывался перед ними.
Сто дней на высшем посту государства – это очень много. Например, за первые сто дней правления Франклина Рузвельта, избранного президентом в разгар Великой депрессии, индекс промышленного производства в США вырос в два раза, а количество безработных уменьшилось на 4 миллиона человек. За эти сто дней Америка стала совершенно другой страной.
Каковы же достижения нового правительства Армении? Главным из них, по мнению Пашиняна, стала победа над коррупцией. Правда, пока только в самом правительстве. «В Армении на сегодняшний день нет коррупции», – заявил премьер-министр. «Это не означает, однако, что в Армении нет ни одного чиновника, который не берет взяток. – уточнил он. – Это только означает, что среди высокопоставленных чиновников в армянском правительстве нет и не будет коррумпированных лиц. Я вам гарантирую это лично». Власти выявляют коррупционеров и возвращают украденные ими средства в бюджет. «Сегодня уже десятки миллионов долларов возвращаются в бюджет, – сообщил Пашинян. – Но мы сейчас в ситуации, когда правоохранительные органы Армении работают с большой нагрузкой. И возникает вопрос, способна ли судебная система морально и физически вести борьбу с коррупцией».
Премьер обеспокоен тем, что, по его мнению, значительная часть судей обслуживает интересы прежней власти. Не исключено, что к таким выводам его подвело недавнее освобождение судом из-под стражи экс-президента Роберта Кочаряна. «Хочу предупредить бывших представителей власти и судей опомниться. Мы знаем, что некоторые люди из прежней власти напрямую дают инструкции судьям. Прекратите!», — призвал Пашинян. С целью исправления ситуации он анонсировал создание «переходной системы правосудия». Также он сообщил, что международные структуры и страны-партнеры готовы оказать Армении помощь в возвращении денег и активов, вывезенных из страны высокопоставленными чиновниками.
Конфискация «нажитого непосильным трудом» у представителей бывших правящих кланов с целью пополнения бюджета – это не ноу-хау Пашиняна. Этот путь был с успехом опробован в Грузии Михаилом Саакашвили. Проблема в том, что там не сумели вовремя остановиться. Когда высокопоставленные коррупционеры закончились, перешли к низкопоставленным, а потом и вовсе принялись ощипывать всех подряд. Что же касается возвращения денег из-за рубежа, то тут тоже не все так просто. Украина, например, до сих пор так и не вернула зарубежные активы Януковича и его соратников. Более того, недавно его английские адвокаты заявили, что ни одна страна мира «не выявила каких-либо средств или активов, принадлежащих Януковичу, и не заморозила их».
Несомненным успехом правительства Пашинян считает то, что в Армении после революции не произошло экономического спада, и то, что в стране ликвидированы монополии. Он заверил, что ни у кого не будут отбирать бизнес, и что у всех будут равные возможности в экономике.
Премьер-министр опроверг слухи о том, что он планирует «сдать земли» Азербайджану и пообещал не подписывать ни одного документа по урегулированию в Карабахе втайне от народа.
Он также выразил уверенность, что все виновные в гибели 10 человек 1 марта 2008 года будут наказаны. «Дело 1 марта полностью раскрыто», – сообщил он.
Вступив в заочную полемику с экспертами, утверждающими, что Армения после революции взяла курс на Запад, премьер сказал: «Армения никуда не идет». Он заверил, что внешнеполитический курс Армении не изменится, и партнерские отношения с Россией и вывод их на новый уровень останутся одной из приоритетных задач.
Собственно, об успехах все. Таким образом, в активе правительства – борьба с коррупцией и «дело 1 марта». Теперь о перспективах. А в ближайшей перспективе – выборы в парламент, ведь правительство Пашиняна – временное.
Выборы, по словам Пашиняна, пройдут до мая 2019 года. В связи с этим он анонсировал изменения в Конституции. Дело в том, что по нынешней Конституции для проведения досрочных выборов премьер должен уйти в отставку, а парламент два раза подряд провалить новую кандидатуру. Однако Пашинян опасается, что парламент, в котором по-прежнему преобладают его оппоненты, может после его отставки просто избрать нового премьера. Поэтому он намерен закрепить в Конституции право парламенту самораспускаться. И тогда до досрочных выборов он сможет остаться во главе правительства.
Пашинян также заявил, что в Армении установилось прямое народное правление. По его словам, это означает, что «революционная площадь Республики провозглашается высшим органом народной власти»: «Правительство было сформировано на этой площади, и впредь правительство подотчетно этой площади, правительство подчиняется этой площади». Все важные решения, по мнению Пашиняна, должны приниматься на площади, а также на референдумах.
На это уже последовала реакция оппонентов. По словам вице-спикера парламента, представителя Республиканской партии Эдуарда Шармазанова, премьер «сровнял с землей государственные институты и провозгласил улицу единственным органом, принимающим решения».
И с этим трудно не согласиться. Тут все зависит от взгляда на вещи. Кто-то видит в древних Афинах времен Перикла образец чистой демократии, а вот Аристотель описывает как охлократию – власть толпы, постоянно меняющей свои настроения под влиянием демагогов. «Прямое народное правление» имело место и во время Великой французской революции. Там народ просто являлся к стенам Конвента и требовал отправки на гильотину тех депутатов, которые, по его мнению, вели антинародную политику. И многих отправили.
Так что нет ничего нового под солнцем. И напрасно армянские друзья обижаются и говорят, что их революцию «аршином общим не измерить». Все это уже было.
По материалам: “Московский комсомолец”