Что не так с концептом “Калашникова”?
На этой неделе одной из самых популярных отечественных новостей стала информация о концептуальном боевом роботе, прототип которого был представлен знаменитым концерном “Калашников”. Несмотря на его впечатляющую внешность, в массовое производство “Игорёк”, скорее всего, никогда не пойдёт.
Мы с детства любим больших шагающих роботов. Гигантские имперские шагоходы из “Звёздных войн” и механический антагонист Робокопа на двух ногах знакомы, пожалуй, каждому. Если взглянуть на более свежие фантазии кинематографа, то достаточно вспомнить “Тихоокеанский рубеж” с антропоморфными (то есть человекоподобными) роботами-великанами.
Все эти роботы в фильмах и комикс-артах наводят ужас на противника и теоретически должны переворачивать ход сражения в пользу тех, кто этими роботами управляет. Но так ли это на самом деле и почему же тогда в окружающей нас действительности таких роботов практически нет?
“Ноги” против траков
Вы же наверняка помните из школьного курса биологии, что динозавры особенным интеллектом не отличались? А помните, кто является родственником динозавров в нашем с вами мире? Разумеется, птицы. И вы наверняка видели ролики в Интернете, где курицу качают на руках, а голова у неё остаётся в состоянии покоя? В общем, дело в том, что большая часть мозга динозавров, как и птичьего мозга, отвечала за положение туловища в пространстве, проще говоря, за сохранение равновесия и баланса — мозг динозавров не сделал их слишком умными, но зато был идеальным природным гироскопом, благодаря которому динозавры могли и быстро бегать на двух ногах, и ловко прыгать, и стать звёздами франшизы “Парк Юрского периода”.
Но даже в наше прогрессивное с точки зрения технологий время создать аналог птичьего мозга учёные и разработчики пока что не в состоянии. Да, эксперименты компании Boston Dynamics показывают, что роботы способны удерживать равновесие при ходьбе и даже при беге, но на это уходит такое количество сил и ресурсов, что больше эти роботы ничем заниматься не могут. Они сосредоточены только на том, чтобы не упасть, на выполнение других задач их уже не хватает.
Итак, что выберет боевой генерал: танк, способный к самостоятельному преодолению препятствий и ведению боя, или шагоход, который занят только тем, что смотрит себе под ноги?
Преимущества в проходимости гусеничной техники перед техникой на ногах-манипуляторах можно перечислять чуть ли не вечность. Гусеничная техника, конечно, тоже может завязнуть в песках или болоте, но сделает это гораздо позже своего собрата, оснащённого только неуклюжими металлическими ногами.
Лёгкая мишень
Что может быть важным на поле боя помимо манёвренности и огневой мощи? Разумеется, малозаметность. Имперские шагоходы из “Звёздных войн” великолепно смотрелись не только в кадре, но и в прицеле артиллерии, и становились лёгкой добычей как для наземных сил, так и для штурмовой авиации противника.
Нет, конечно, если робот очень красивый, то построить его стоит, вот только воевать на таком не имеет смысла, иначе в армии его быстро назовут гробом на ножках. Танки прижимаются к земле, солдаты окапываются в окопах, боевые вертолёты используют складки местности, чтобы скрыться от противника до момента максимального сближения, и только “Игорёк” гордо вышагивает по полю боя, высоко неся своего оператора, которого легко пристрелит даже самый неторопливый и ленивый снайпер.
Нужны ли шагающие роботы в принципе?
Чисто теоретически можно представить себе ситуацию, в которой роботы на ножках будут предпочтительнее колёсных или гусеничных роботов. Можно представить себе робота-сколопендру, который способен пробираться в завалах после землетрясения и искать выживших в руинах. Возможно, такие роботы актуальны в случае, если необходимо до минимума сократить контакт с поверхностью, например, шагающий робот с манипуляторами из жаростойких материалов, гуляющий по вулканической лаве.
Однако более всего четвероногие и двуногие роботы могут быть востребованы не в военной сфере или для учёных, а для нашего с вами быта. Человеку проще взаимодействовать с устройством, похожим на него внешне. Электронные домашние любимцы, роботы-сиделки, помощники по дому и электронные садовники рано или поздно обзаведутся двумя или четырьмя ногами — просто потому, что нам комфортнее воспринимать их именно на ногах, а не на колёсах или на траках.
Что же до “Игорька”, то единственной его задачей, с которой он справился великолепно, была шумиха в прессе. В остальном же судьба “Игорька”, вероятнее всего, — остаться исключительно концептом, охраняющим вход на предприятие.
По материалам: “Life”