На российских полицейских нападают все чаще. Оружие им только вредит
В начале сентября на станции метро «Курская» в Москве погиб сотрудник патрульно-постовой службы Андрей Райский: полицейского убила пуля из его же пистолета Макарова. За последнее время это уже не первый случай, когда табельное оружие не только не помогает полицейским, а даже обращается против них. И это при том, что злоумышленники с каждым годом все чаще нападают на стражей порядка. Вывод неутешительный: с огневой подготовкой у российских полицейских большие проблемы. В непростых взаимоотношениях стражей порядка с их табельным оружием разбиралась «Лента.ру».
Потерпевшие в погонах
В последние два месяца в России было совершено сразу несколько громких нападений на полицейских, в ходе которых стражи порядка проявили удивительную беззащитность. 27 июля у посольства Словакии в Москве 17-летний юноша с ножом напал на 30-летнего капитана полиции, командира взвода специального полка полиции по охране дипломатических представительств. Капитан получил несколько ножевых ранений, в том числе проникающее в грудь, и был госпитализирован. Табельное оружие он не применил. Напавший на полицейского сбежал; его задержали спустя два дня.

Вечером 21 августа 23-летний житель Московской области, вооруженный ножом, напал на двоих полицейских в Клину. Чтобы остановить нападавшего, они стреляли в воздух, что не возымело никакого действия. В итоге налетчика все же скрутили, но он успел ранить обоих стражей порядка.
Наконец, в ночь на 3 сентября сотрудника патрульно-постовой службы (ППС) Андрея Райского нашли мертвым в служебном помещении на станции метро «Курская»; причиной его смерти стало огнестрельное ранение в голову. По подозрению в совершении преступления задержали 42-летнего приезжего из Оренбурга Нурлана Муратова. Как считает следствие, Райский остановил Муратова для проверки и отвел его в служебное помещение. Там Муратов выхватил у полицейского табельный пистолет и застрелил его. По другой версии, которая, впрочем, вызывает сомнения, обвиняемый несколько раз ударил Райского тупым предметом по голове, но тот успел достать пистолет и выстрелить, однако пуля срикошетила в тесном помещении и попала ему в глаз.
Во всех случаях табельное оружие полицейским никак не помогло. При нападении у посольства Словакии полицейский его даже не применил; в Клину патрульные почему-то стреляли в воздух; в случае на «Курской» страж порядка, судя по всему, погиб от своего же пистолета. Правда, во время перестрелки у здания МИД полицейские все же застрелили нападавшего, однако до этого они вдвоем полминуты пытались попасть в противника, который стоял недалеко от них как живая мишень, даже не пытаясь спрятаться! Страшно подумать, что было бы, окажись на месте этого стрелка какой-нибудь боевик с серьезным оружием.
Оружейный бардак
По словам Владимира Воронцова, основателя сообщества «Омбудсмен полиции», сегодня в столице действует Центр специальной боевой подготовки (ЦСБП) — он расположен на западе Москвы. Полицейские хорошо отзываются о его инструкторах и методиках. Но есть одна проблема: Центр не в состоянии охватить весь столичный гарнизон полиции.
— Для сотрудников, работающих «на земле», стрельбы проходят раз или два раза в месяц, — говорит Воронцов. — Что это за занятия? Вытащить пистолет из кобуры и поразить мишень тремя пулями за десять секунд (упражнение №2). Вот и все. Но на такие занятия руководство не может направить сотрудников без нарушения их трудовых прав. К примеру, сотрудник ППС работает день-ночь. По идее, его нужно приказом вызывать на стрельбы в выходной день и давать ему за это отгул, но в подразделениях катастрофический некомплект, так что никаких отгулов быть не может. Как могут, так и выкручиваются.
В отделах столичной полиции периодически проводятся проверки сотрудников на пригодность к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия. Правда, в проверочные задания зачем-то включена сборка-разборка пистолетов и теоретические вопросы о том, сколько весит оружие и с какой скоростью летит пуля. Конечно, это полезные знания, но они имеют довольно отдаленное отношение к отработке практических навыков применения оружия.