Лётчиков будут заново учить сажать самолёты
Лётчикам гражданской авиации придётся заново изучить правила посадки в сложных условиях, а диспетчерам — отработать команды и скорость взаимодействия. Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ, Росавиация) встревожено количеством инцидентов в российских аэропортах, связанных с посадкой. Характерным примером стал недавний случай с “боингом” авиакомпании “ЮТэйр”, который выкатился за пределы полосы в Сочи. Агентство и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) недовольны низким уровнем подготовки пилотов и диспетчеров, поэтому направили во все авиакомпании информационное письмо с рекомендацией провести переподготовку.
Начальник Управления инспекции по безопасности полётов Росавиации Сергей Мастеров в первую очередь напоминает, что авиапроисшествия, связанные с безопасностью на взлётно-посадочной полосе, происходят часто и несут высокие риски для безопасности полётов. Из формулировок информационного письма следует: 11% всех серьёзных происшествий с самолётами с 2001 по 2017 годы составили выкатывания за полосу. Причём ещё пару лет назад их количество неуклонно падало и к 2014-му составило всего пять случаев в год. Однако к 2017-му почему-то увеличилось до восьми в год. В Росавиации составили список основных причин, почему так получается. Лишь две из них не зависят от человека — это погодные условия и загрязнения на полосе.
Остальные пять Росавиация связывает с ошибками экипажа или просчётами диспетчеров. Так, пилоты частенько ошибаются в расчётах скорости ветра при посадке, не всегда правильно применяют торможение или на свой страх и риск идут на посадку вместо того, чтобы уходить на второй круг. Диспетчеры, в свою очередь, передают экипажу не всегда достоверную информацию о состоянии полосы и данные о погоде. Все эти факторы сильно влияют на ситуацию в небе и аэропортах, поэтому Росавиация выпустила рекомендации по итогам инцидента в Сочи (требовать чего-то от авиакомпаний Росавиация формально не имеет права, но игнорирование рекомендаций ведомства потом может дорого обойтись перевозчикам).
— Если потом случится, к примеру, ещё одно выкатывание за полосу и выяснится, что авиакомпания не выполняла рекомендации ведомства, к руководству компании могут принять меры, — объяснил бывший лётный директор “Внуковских авиалиний” Юрий Сытник.
По его словам, систематическое невыполнение рекомендаций может довести авиакомпанию чуть ли не до лишения сертификата эксплуатанта (разрешения на коммерческие перевозки).
Экипажам в каждой авиакомпании рекомендовали ещё раз отработать на тренажёрах сложные заходы на посадку: как действовать, если идёт сдвиг ветра; как вести себя, если самолёт “болтает” в воздухе, и как правильно применять реверс для лучшего торможения уже после касания полосы. Кроме того, экипажи должны будут посмотреть учебный фильм “Не бывает рядовых посадок”. Он повествует о различных сложностях, поджидающих лётчиков в конце маршрута, и разъясняет, как с ними справляться.
Все экипажи и инструкторы должны будут ещё раз проштудировать техническую документацию о том, как рассчитывать нужную для торможения дистанцию, как готовиться к посадке, как уходить на второй круг.
— Хорошо, что Росавиация выпустила такой документ. Иногда и они что-то могут сделать… Скорее всего, это рекомендации лётного отдела, чтобы [нынешние] лётчики, эти “операторы машины”, хоть как-то себя тренировали, — прокомментировал Юрий Сытник.
По его словам, это важно, потому что недостаточная подготовка, недостаточный автоматизм действий в тяжёлой ситуации провоцируют авиакатастрофы:
— Расслабились после хороших [летних] погодных условий. Надо обязательно восстановить навыки, в том числе и сложных заходов [на посадку], и уход на второй круг. Вспомним, как в Казани пилоты не шли на второй круг, не умели уходить, и случилась катастрофа. Или в Перми десять лет назад…они тоже не умели уходить на второй круг.
Юрий Сытник не зря вспоминает эти примеры в контексте сочинской аварии — пилоты “ЮТэйра” тоже решили не идти на второй круг и не лететь на запасной аэродром, а сажали машину на свой страх и риск.
По словам Героя России Магомеда Толбоева, большинство российских пилотов попросту не способны летать в сложных погодных условиях.
— Проблема заключается в разрушенной системе подготовки и переподготовки экипажей. В советские времена в системе гражданской авиации был жёсткий контроль, когда командиров и пилотов регулярно проверяли на способность действовать в сложных и экстремальных ситуациях. Теперь этого нет, — считает лётчик.
По словам Магомеда Толбоева, пилоты у нас летают много, а как дело доходит до какой-то сложной ситуации, они теряются и не знают, как действовать. В результате такие ситуации заканчиваются не инцидентом, а сразу катастрофой.
— Пацанов без опыта, которые выходят после лётных училищ, сразу же сажают вторыми пилотами. А по правилам именно второй пилот проводит посадку, в том числе в сложных условиях, а командир должен только контролировать его, оставаясь над ситуацией всегда со свежей головой. У нас теперь всё наоборот: КВС вместо второго пилота сам сажает самолёт, — пояснил Магомед Толбоев.
Напомним, что в ночь на 1 сентября в аэропорту Сочи Boeing 737-800 авиакомпании “ЮТэйр” со 170 пассажирами и членами экипажа на борту выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, упал в реку Мзымту и загорелся. Все люди выжили, но 18 пассажиров пришлось доставить в больницу. По предварительным данным, причиной инцидента были многочисленные ошибки экипажа при посадке в сложных погодных условиях.
Павел Кочегаров
По материалам: “Life”