Не курите и не сорите словами

Мэр Белогорода Константин Полежаев взялся воспитывать подчиненных с помощью «Кодекса этики»

 

Появившийся 25 сентября на сайте мэрии города Белгорода документ, утвержденный городским головой Константином Полежаевым, строго ограничивает местных чиновников в выражении собственного мнения. «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих» призывает не просто вести себя в рамках приличия, но еще и не лайкать что попало и, соответственно, через сети не распространять. Нарушителям грозят дисциплинарные взыскания и «моральное осуждение» на заседаниях специальной комиссии.

Белгородом Константин Полежаев руководит второй срок. Очевидно, такой стаж дает мэру право призвать своих подчиненных к строгости и скромности при высказываниях в публичном пространстве. «Коммерсант», пообщавшийся с сотрудниками мэрии, выяснил, что подобные запреты в Белгороде существовали и раньше – на негласном, неофициальном уровне. Теперь же их оформили в документ. «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих» станет частью трудовых договоров с работниками горадминистрации. В них будет добавлен пункт об ответственности за нарушение «Кодекса», а выполнение его требований будут учитывать при аттестации сотрудников городской администрации, формировании кадрового резерва, принятии решений о продвижении по службе. И некоторые эксперты уже сейчас говорят, что подобные ограничения нарушают закрепленное в Конституции право граждан свободно выражать свое мнение.

В моем доме попрошу не выражаться!

Можно было бы подумать, что речь идет о каких-то скандальных высказываниях с употреблением ненормативной лексики. Но нет, дело не только в вежливости. Нарушением этики считается лайк, поставленный под постом с критикой начальства или власти в целом. Нельзя «открыто критиковать действующую власть, оценивать деятельность мэра и коллег, а также конфликтовать в соцсетях и публичных местах». Нельзя также лайкать и репостить сообщения, фотографии и видеоролики, «имеющие критический характер в отношении институтов российской публичной власти».

Обосновывая введение такого рода цензуры, авторы «Кодекса» напоминают: что написано пером – не вырубишь топором. А уж в интернете тем более: «Публикации формируют впечатление об органах местного самоуправления… а информация, размещённая в онлайн-сервисах, из сети Интернет, как правило, не может быть удалена».

О холиварах придется забыть

Некоторые пункты «Кодекса», которые приводит, в частности, канал Fonar.tv, выглядят вполне разумными: так, руководителям запрещается «принуждать подчинённых к участию в деятельности политических партий и других общественных объединений». Есть параграф, касающийся непосредственного общения с жителями города: в нем запрещается, к примеру, курить во время общения с гражданами или во время заседаний.

При общении в интернете белгородским чиновникам рекомендуется не забывать, что они представляют муниципалитет и должны вести себя достойно. Нельзя «участвовать и провоцировать конфликтные ситуации в публичных местах и интернете», так что если, как говорится, работнику мэрии покажется, что в интернете кто-то неправ, придется смириться и прикусить язык.

Задача «Кодекса этики» – сформировать положительный образ белгородского чиновника и противодействовать коррупции, поясняют его авторы. Так, в документе есть пункт, касающийся близких родственников: чтобы не возникало недоразумений и не было поводов обвинить кого-то в кумовстве, один из таких чиновников должен отказаться от занимаемой должности и попросить о переводе.

Совершенно секретно

Ну и само собой, в сети нельзя выкладывать служебную информацию или сведения, которые могут вызвать «негативные последствия для других сотрудников мэрии». Личное мнение лучше особо не высказывать, а говорить лишь на темы, непосредственно касающиеся должностных обязанностей.

Муниципальным служащим запрещено размещать в соцсетях информацию, «обнародование которой может повлечь негативные последствия для сотрудников или органов местного самоуправления». Неплохо бы также «воздержаться… от оценки стоимости работ, товаров и услуг, сумм сделок между компаниями в иностранной валюте». В общем, проще промолчать, чем запомнить и выполнить все эти ограничения.

Ты пиши, а мы проверим!

Выполнение требований, изложенных в «Кодексе», будут проверять руководители отделов. Вообще в мэрии говорят, что ничего нового в этом нет: «Руководство уже мониторит наши соцсети».

Мнения комментаторов, опрошенных «Коммерсантом» по поводу этичности самого «Кодекса этики», разделились. Глава комитета Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению Алексей Диденко считает, что муниципальный служащий не должен публично критиковать своего шефа, нарушая субординацию: «Хочешь так делать? Становись депутатом, общественником, вступи в партию, стань частным лицом».

А вот представитель Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова видит в принятии «Кодекса» нарушение конституционных прав: «Кодекс этики, – говорит юрист, – должен регулировать вопросы морали, поведения, но не ограничивать право человека состоять в социальных сетях, делать репост публикаций… или критиковать власть». Заданный «Кодексом» тренд на самоцензуру выглядит по меньшей мере странно, говорит Светлана Кузеванова. И уточняет: «Если мы все еще оцениваем наше общество как демократическое».

Лидия Григорьева

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

«Больше всего арабов интересуют русские женщины»

Далее

В испанских тюрьмах действовала сеть, занимавшаяся вербовкой террористов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru