Умер Роман Карцев
2 октября в Москве в возрасте 79 лет после продолжительной болезни умер народный артист Российской Федерации, актер столичного театра миниатюр под управлением Михаила Жванецкого Роман Карцев.
Вспомним наиболее яркие и запомнившиеся поклонникам моменты из жизни одного из популярнейших артистов советской и современной эстрады.
Трудно представить, сможет ли подрастающее поколение и наши потомки по достоинству оценить все дарование, искрометный юмор и талант Романа Карцева. Шутки дня сегодняшнего, эстрадный юмор и сатира быстро теряют свою актуальность и порой звучат уже не так смешно, как еще, казалось бы, несколько лет назад. Тем более, когда речь идет о сатирическом жанре советской эпохи, когда буквально каждая «острая» шутка была искрометно спрятана в подтекст, в выражение артиста, в его интонацию, мимику и жесты. Карцев как раз и принадлежал к плеяде таких гениальных артистов.
Наши современники прекрасно знают и помнят Карцева как выдающегося таланта эстрады Советского Союза.
Уроженец неповторимого по своему духу и атмосфере города Одессы, которая, к большому сожалению, уже никогда не будет такой, каковой была Южная Пальмира в двадцатом веке. Именно в этом курортном городе во время учебы, в высшем учебном заведении обучаясь на инженера морского флота, молодой студент Роман обзавелся настоящими друзьями, ставшими ему жизненной опорой на долгие годы – это Виктор Ильченко и Михаил Жванецкий. Спустя некоторое время Карцев и Ильченко создают один из наиболее известнейших и прославленных творческих дуэтов эстрады советского периода. Михаил Жванецкий, в свою очередь, становится их бессменным автором, который на протяжении многих лет создавал для артистов гениальные тексты.
Истинные ценители творчества Карцева и Ильченко особо отмечают, что они не просто шутили и дурачились на сцене. Юмористические номера обладали неким природным чувством смешного, а артистам была присуща в своем роде беспощадная наблюдательность, из которой актеры черпали все новые и новые идеи для своих номеров. Это был юмор, основанный на противостоянии, это был юмор советских людей, переживших в разные годы разные испытания, в том числе горести страшной войны и послевоенной разрухи, но не переставших смеяться и радовать других. Удивительным образом получалось искрометно шутить, высмеивать пороки современности на советской сцене и при этом не попасть в жернова партийных цензоров. Это талант.
Известно, что настоящая фамилия у Романа Андреевича – Кац, однако в шестидесятые годы он решил сменить ее на ту, с которой прожил всю свою жизнь.
В некоторых своих интервью средствам массовой информации артист рассказывал, что фамилию ему рекомендовал сменить его наставник, гений эстрады Советского Союза Аркадий Райкин. Как раз в это время Карцев, Ильченко и Жванецкий служили в театре миниатюр Райкина в Ленинграде. Позже по воле судьбы каждый из них был вынужден работать самостоятельно, однако уже в 70-е годы все трое они вернулись в город Одессу и только к началу 80-х годов Карцев Ильченко и Жванецкий закрепились в Москве.
Их искрометные скетчи и юмористические номера довольно быстро полюбились советскому зрителю и спустя некоторое время становились уже классикой. Практически все советские граждане наизусть помнили смешные номера под названием «Авас», «Раки». Дуэт Карцева с его партнером Ильченко советские люди слушали на грампластинках, искренне радуясь актерскому таланту и способности обратить на себя внимание зрителя разных возрастов и профессий.
Разумеется, что у Романа Карцева, как впрочем, и у многих других талантливых людей внимательный зритель мог разглядеть проявление важнейших и актуальных культурных мотивов прошлых лет. Ведь не просто так в его сольных концертах можно был услышать отрывки из Чехова, Зощенко и Хармса. Театральные критики также обращали внимание на то, что даже в популярном и любимом советскими людьми номере «Раки» можно было увидеть фирменное Хармсовское в части абсурда и бессмыслицы. Позже Роман Карцев, очевидно, не просто так принял решение участвовать в театре миниатюр под руководством Михаила Левитана, где он был занят в известной постановке «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», а также во многих других спектаклях. Дуэт же с его бессменным и дорогим партнером по сцене Виктором Ильченко прекратил свое существование еще в 1992 году по причине смерти артиста.
Была у Романа Карцева еще одна значимая стезя – в кинематографе. В 1988 году актер снимается в роли Швондера в фильме «Собачье сердце». Впрочем, Карцев снимался и в других кинокартинах – на его счету таковых более пятнадцати и каждое появление на экране, пусть даже в эпизодической роли придавало картине особый шарм и изыск. Одну из последних острохарактерных ролей в кино Карцев сыграл в телесериале Владимира Бортко по одноименному роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где актер блистательно сыграл Максимилиана Поплавского, дядюшку Берлиоза. Конечно, можно долго рассуждать и сетовать, как мало сыграл Роман Карцев в кино и театре, в том числе, серьезных ролей драматического плана. Но не будем причитать, а лучше просто включить в интернете или посмотреть по телевидению любой попавшийся номер, который исполняет гениальный артист, и осознать всю полноту и масштаб потери.
Прощайте, Роман Андреевич…
Александр Шевченко
По материалам: “Новый Взгляд”