Казахстанский художник Чингис Ногайбаев живет и творит в Алматы и в Москве
В столичной подземке открылась необычная художественная выставка. Живые зарисовки под стук колес, сотни лиц, образов, сценок из жизни…
Искусство успешно примиряет все споры о том, в каком мире мы живем. Наш мир – интернационален.Пространство и время перемешало и соединило народы и языки, историю и архитектуру, поэзию и литературные образы, музыку и краски.
Особенный феномен – творческий мир казахского и русского искусства. Сегодня Казахстан и Россия – суверенные государства-соседи,культурные связи между нами никогда не прерывались. Взаимное влияние никуда не исчезло. Россия продолжает воспринимать казахских творцов, как своих, Казахстан бережно относится к общему культурному наследию и делает все для того, чтобы сохранять и развивать творческое единство.
Яркий представитель такого единства, казахский художник Чингис Ногайбаев, в этом пространстве так и живет – «на два дома». Достаточно посмотреть список выставок и театральных работ художника, в адресах которых чаще всего чередуются Россия и Казахстан. И назвать его в Москве «гостем» не получится – учился на театрального художника в Суриковском институте, там же окончил аспирантуру, преподает в Московском художественно-промышленном институте и Первом Московском образовательном комплексе.
И как любому творческому представителю поликультурного мира, Чингису Ногайбаеву тоже близки все смыслы и гении нашей планеты. Такой вот гражданин мира, участник более шестидесяти групповых выставок в России и Казахстане, в Лондоне, Глазго, Праге, Гонконге, Париже, Спартанберге, Вашингтоне. У Ногайбаева прошло и пять персональных выставок – Берлин, Алма-Ата, Москва. Работы Чингиза находятся в галереях и частных коллекциях России, Казахстана, Германии, Англии, Франции, США, Канады, Израиля, КНР, Чехословакии, Японии.
Классический рисунок русской школы, особый, «театральный», язык выверенных жестов, интереснейшие колористические решения – особенности творчества Чингиса Ногайбаева. Сразу оговорюсь – описываю только собственное видение его работ. На мой взгляд, угадываются многие смыслы и мотивы – вот, развитие тем Гогена, Шагала, Дали, сочность красок Латинской Америки. А социальный подтекст картин Ногайбаева вдруг напоминает … Василия Перова! Действительно, кто знает, как реализовывал бы свои идеи Перов в XXI веке? Эта игра в «угадайки» не вызывает ощущения вторичности, наоборот, новое прочтение и развитие художественных тем – примета зрелого искусства.
В столь древней культуре, как наша, не будет удивительным, если даже литературная игра в центон рано или поздно перейдет в изобразительное искусство и станет искусством самостоятельным. В каком-то смысле мы все – потомки Римской империи – достаточно посмотреть на дома культуры в российской провинции, добросовестно выстроенные в палладианском стиле.
В современном мире успех и внимание зрителей в не меньшей степени, чем мастерство художника, определяют идея и подача работ, интересный подход к организации выставки. Чингис Ногайбаев, театральный художник, выросший в театральной среде (родители – народные артисты СССР Фарида Шарипова и Идрис Ногайбаев), обладает искусством и открыть представление, и расставить точки над i.
Впереди – интереснейший проект, посвященный московскому метро и его пассажирам. Сто пятьдесят графических работ, рисунков Чингиса Ногайбаева, типажи и индивидуальности пассажиров метро, скоро будут выставлены на станции «Воробьевы горы». Вселенная московского метро, как театральные подмостки. Метро – театр, и люди в нем – актеры. Куда едут, что играют, какие мысли и заботы несут в себе? На платформе знаменитого и любимого москвичами метромоста через Москву-реку весь октябрь мы сможем находить ответы на эти вопросы.
Давайте положимся на зоркий взгляд художника и его умелую руку. А потом увидим себя в работах Чингиса Ногайбаева. Уверена – это будет интересно.
Алла Бурцева