Не полетит «Булава» – полетит голова?..

Угроза увольнения  как метод борьбы с разгильдяйством в ракетостроении

11

Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван Харченко сообщил, что причиной неудачного пуска стратегической ракеты «Булава» 6 сентября стало нарушении технологии при изготовлении выдвижного сопла. К работе пускового комплекса претензий нет, также как и к заводу-изготовителю. Как известно, сборку ракет осуществляет Воткинский завод, а сопла изготовляют на Пермском НПО «Искра».

Ни в одном из проведенных пусков «Булавы» вины Воткинского завода обнаружено не было. В последнем неудачном старте виновны оказались пермяки. Виновных обещали уволить, но с этим могут быть проблемы.

Если верить сталинской максиме, что кадры решают все, то вот кадров –то и нет. Причем уже давно. В прошлом году я регулярно посещал ярмарки занятости, проводимые в Москве, на которых в последние годы стали появляться вербовщики  оборонных предприятий России. Как правило на такие ярмарки посылают  бойких  дам бальзаковского возраста с навыками охмурения молодежи. Но тут у стенда НПО «Искра» сидел пожилой ветеран, который со знанием дела рассказывал всем интересующимся о работе на прославленном предприятии. Зарплаты у рабочих и инженеров  неплохие, хотя и не такие высокие , как в строительных суперкорпорациях Москвы, строящих бесчисленные двадцатиэтажки для  гостей из южных  краев.

Меня поразил один потрясающий факт – на «Искре» работает восьмидесятипятилетний станочник Панченко, на которого молится весь завод. Панченко может все, он специалист сверхвысокой квалификации и на Западе давно бы стал миллионером. Есть на заводе и молодежь, которая никогда не достигнет его уровня, потому что ее некому учить. Сам Панченко по причине своего немалого возраста в учителя не годится. Слава Богу, что у станка пока справляется.

С того  разговора прошел  уже год. И меня гложет  сомнение – как там чувствует себя пермский ветеран, по-прежнему ли он в строю, или промашку допустил пришедший  на смену заслуженному рабочему  сопливый мальчишка? И если уволят назначенного виновным рабочего или инженера, кто работать будет? Если с инженерами еще в целом дело обстоит неплохо, выпускники технических вузов с охотой идут в оборонку, то с рабочими кадрами очень сложно.

И еще – кто бы ни допустил ошибку или нарушение технологического процесса, это должно было быть замеченным  представителями заказчика – Минобороны. За свою немалую практику работы военпредом, правда по более простым «изделиям» – крылатым ракетам «Базальт», я усвоил одну непреложную истину – главная фигура на оборонном предприятии – военный представитель, который обязан  выявлять и устранять любые нарушения техпроцесса и отклонения от  конструкторской и технологической документации.

После выхода в свет моей статьи «Почему упала очередная «Булава»?» мне позвонил мой  знакомый, инженер-ракетчик, лауреат  Госпремий и прочих орденов.

– Что ты к этой «Булаве» прицепился?

– А что, запускать в серию стратегическую ракету, не прошедшую полного цикла испытаний, не оснащенную телеметрией – нормально?

– А дело не в этом, вернее, не только в этом. Состояние нашей индустрии таково, что изделия такого высокого  уровня сложности как «Булава» нам уже не под силу. А институт  военпредов просто разложился.

Я не стал спорить, потому что мой знакомый  был абсолютно прав. В России полностью уничтожено станкостроение и давно уже нет рабочих-станочников высоких разрядов.  Серийно выпускать самолеты мы практически не можем. Ракетостроение еще дышит, но, как видите, не справляется с задачами повышенной сложности.

Как бы то ни было, «Булаву» уже никто не бросит не произвол судьбы. А значит надо наводить  настоящий порядок на всех предприятиях, производящих комплектующие для нее. И если начинать серию увольнений, то почему бы не отправить на покой явно не справившегося со своими обязанностями гендиректора «Искры» Игоря Шатрова? И не снять погоны со  старшего военпреда?

Есть все же небольшая надежда, что  «искры» разума  блеснут-таки  в головах профильных начальников и «Булаву» удастся довести до ума. Вот только что решили установить на ней для следующих испытаний телеметрическую аппаратуру, которая дает возможность в режиме реального времени, а не после случившейся аварии, отслеживать все, что происходит на борту летательного аппарата.

Выдающийся организатор оборонной промышленность СССР Лаврентий Берия  умел заставить своих подчиненных работать эффективно и слаженно.

В 1952 году  Берия должен был рассмотреть и утвердить очередной график, связанный со строительством знаменитого кольца ПВО вокруг Москвы. Помощник ему доложил, что график не визируют два главных конструктора. Они никак не могут договориться о распределении ответственности и работ между собой. Помощник просил, чтобы Лаврентий Павлович их выслушал.

– Передайте им, – сказал Берия, – что если два коммуниста не могут договориться между собой, то один из них враг. У меня нет времени разбираться, кто из них двоих действительно враг. Дайте им еще сутки на согласование.

 Помощник вышел, через пять минут он вернулся в кабинет и положил перед Берией график, завизированный обоими главными.

Коммунистов  на начальственных постах теперь нет, да и о методах Лаврентия Павловича национальный наш лидер неодобрительно отзывался.

Сомнительно, однако, что   деградацию российского ВПК можно остановить чисто демократическими методами.

И в этом плане интересно, сколько раз еще нужно упасть «Булаве», чтобы  в начальственных  головах из «иcкры» разгорелось-таки «пламя» разума?

 

Владимир ПРОХВАТИЛОВ,

инженер-испытатель систем управления космических аппаратов

Ранее

Зима, холода, одинокая страна…

Далее

Двое фигурантов по делу Greenpeace будут отпущены под залог

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru