Страус от мэра

Как бывший градоначальник открыл зоопарк

Олег Никулика был мэром небольшого города Камызяк под Астраханью. Занимался строительством дорог, следил за озеленением города, контролировал муниципальные структуры. Но ему всегда хотелось заниматься животными. Пытался открыть страусиную ферму, но бизнес не пошёл. В 2010 году Олег Никулика открыл зоопарк “Баба Фрося”, в котором выхаживает раненых и больных диких животных.

Олег Никулика выхаживает животных в своём зоопарке
Олег Никулика выхаживает животных в своём зоопарке

В середине нулевых Олег Никулика открыл страусиную ферму под Астраханью — в деревне Иванчуг. Хотелось назвать её как-то просто, чтобы в названии было что-то родное, уютное. В разговоре с коллегами кто-то произнёс “Баба Фрося”, название прижилось. А страусиную ферму через несколько лет пришлось закрыть после кризиса 2008–2009 годов — на деликатесы у массового потребителя денег не было.

У Олега после закрытия страусиной фермы осталась земля, на которой можно содержать животных. Но заниматься разведением животных на мясо ему больше не хотелось.

— Когда я был маленьким, в нашем доме жили разные зверюшки: от черепашек до собак. Я тогда мечтал, что, когда вырасту, у меня будет целый зоопарк. Поэтому, когда мне предложили оставить у себя рысь Машу, я сразу согласился, — рассказывает Олег Никулика.

Рысь Маша

Рысь Маша
Рысь Маша

Маша — это рысь. Семья из Астрахани, с которой Олег Никулика ранее не был знаком, получила дикого зверя в качестве подарка на день рождения. Красивый пятнистый котёнок с игривыми кисточками на ушах. Маша играла с детьми, спала с ними в одной кровати. Однако котёнок очень быстро превратился в крупную кошку с огромными когтями, которые ей хотелось поточить. Когти драли диван, кровати, шкафы. Бывшие владельцы к такому, видимо, не были готовы. Держать крупного зверя в квартире для них стало проблематично.

Хозяева пристроили рысь к знакомым на одной из рыбацких баз. Рыбаки посадили дикую кошку в клетку метр на метр. Кормили только рыбой. Внимания ей никто не уделял. Маша стала грустить. Былой задор пропал. Шёрстка перестала быть пушистой, в глазах потух огонёк. Бывшие владельцы поняли, что ошиблись. Стали искать Маше дом получше. Обратились к Олегу.

— Семья, в которой жила Маша, приехала к нам на страусиную ферму. Рассказала, что у неё есть рысь, которой нужен новый дом. Я заинтересовался. Условия были понятными: нам бесплатно отдают рысь, но мы должны построить для неё большой вольер, в котором ей будет удобно. Я ответил: “Приезжайте через две недели, вольер будет готов”, — рассказывает Олег Никулика.

Он закупил материалы, нанял сварщиков. Для рыси была построена огромная клетка с домиком. Хозяева Маши приехали через две недели, придирчиво осмотрели её новое жильё и оставили рысь в “Бабе Фросе”.

— Когда мы увидели, с каким любопытством Маша изучает новый дом, как она обнюхивает территорию, у нас не осталось сомнений — здесь ей будет лучше, чем с рыбаками. А когти точить можно о специальные деревянные игрушки, которые мы для неё делаем, — говорит Никулика.

Восьмой год Маша живёт в “Бабе Фросе”. Она не боится людей и всегда рада новым гостям возле своего вольера. Рысь, которую, как домашнюю кошку, вырастили люди, очень ласковая. Сотрудникам зоопарка разрешает себя погладить. Особенно если они приносят ей мясо и свежую зелень.

Медвежонок Мишка

Медведь Мишка "самостоятельно" прилетел из Красноярска
Медведь Мишка “самостоятельно” прилетел из Красноярска

После того как в “Бабе Фросе” поселилась Маша, зоопарк стал расширяться. К Олегу Никулике обратился бизнесмен, который и сам хотел открыть зоопарк, но не смог получить необходимые документы на землю. У него уже были куплены животные: буйволы, яки, еноты, носухи. Олег Никулика зверей перекупил себе. Местные жители приносили в “Бабу Фросю” раненых диких птиц, которых находили в лесу. В зоопарке их выхаживали, строили им новые вольеры и оставляли жить здесь.

В 2011 году Олег Никулика на сайте объявлений, где искал что-то для личных нужд, наткнулся на информацию: “Отдадим медвежонка в добрые руки”. Позвонил по указанному номеру.

— Красноярские охотники в лесу обнаружили убитую медведицу. И возле неё бегал медвежонок, — рассказывает Олег Никулика. — Я не думаю, что самку убили именно эти охотники, потому что они как-то болезненно переживали за малыша, но точно утверждать не могу. В общем, они нашли медвежонка, посадили его в ящик, притащили его в свой дом. Я был готов взять малыша сразу, но Красноярск и Астрахань — совсем неблизко.

У охотников нашлись знакомые в аэропорту, которые могли передать медвежонка из самолёта в самолёт, — прямых рейсов из Красноярска в Астрахань не существует, всё через Москву. Олег Никулика оплатил медведю билеты на самолёт. Малыша посадили в ящик для посылок, изнутри оббитый железной сеткой.

— Мы пришли в аэропорт, чтобы встретить “посылку”. Прямо там, в зале прилёта, я отвёрткой выкрутил болтики, которые держали крышку ящика, а оттуда выглянуло маленькое чудо. Медвежонок был крохотным — сантиметров 30, наверное. Встал на задние лапки и произнёс: “Мама!” Я не шучу, его рёв был похож именно на слово “мама”. Моя жена Елена тут же взяла его на руки, а все сотрудники аэропорта нас окружили. Фотографировались, играли с ним, — говорит Олег.

Сначала медвежонок Мишка жил у Олега дома. Его кормили из соски, потом, согласно рекомендациям ветеринаров, перешли на взрослую еду: овощи, фрукты, мясо, рыбу. Мишка подрастал и начал больно кусать за ноги. Он так играл, но силу не рассчитывал. Его перевезли в “Бабу Фросю”.

Олег Никулика тогда был мэром города Камызяка. Следил за дорогами, озеленением, коммунальными службами и ремонтом зданий в городе. В зоопарке он занимался практически тем же самым: дороги, обустройство, вольеры. Когда Мишку привезли, Никулика понятия не имел, что нужно медведю.

Он пообщался с сотрудниками зоопарков в других городах, изучил информацию, которая есть в Интернете, и построил для Мишки детский вольер. С домиком, брёвнами, по которым можно лазить, удобной кормушкой, которая по росту малышу. Когда Мишка стал подрастать, для него соорудили большой вольер со взрослыми мисками и брёвнами побольше, ведь лазить и грызть их медвежонок не переставал, даже когда стал большим медведем.

Сейчас Мишке почти восемь лет. Он весит 350 кг и ростом больше двух метров. Ветеринары говорят, что для своего возраста это достаточно крупный самец. Но Мишка по-прежнему любит играть: в вольере ему подвешивают бревно на тросах, он его раскачивает и пытается ухватить своими огромными лапами. Иногда он играет с большим колесом от трактора — пытается его в узел завязать, но оно пока никак не поддаётся. Но больше всего Мишка любит торты. В качестве лакомства Олег Никулика ему их приносит. Балует.

Капуцин Егорка

Капуцин Егорка
Капуцин Егорка

Пару лет назад Олег узнал, что в зоопарке Удмуртии родился капуцин. Его мама вместо пуповины отгрызла обезьянке хвост. Сотрудники зоопарка в Ижевске сразу отняли малыша у непутёвой мамы, пока она его совсем не загрызла. С первого дня крошечный капуцин ел с человеческих рук.

Олег решил забрать малыша к себе, подлечить его и поселить в “Бабе Фросе”. Договорились с водителями рейсовых автобусов о перевозке капуцина из Ижевска в Астрахань (с пересадкой в Москве). Когда Олег Никулика наконец встретился с капуцином, сразу дал малышу бутылочку с молоком.

Елена Никулика кормила обезьянку каждые три часа из детской соски. Егорка ходил по дому в маленьком памперсе, играл, научился самостоятельно мыться под струёй воды в раковине. Елена настраивала ему тёплую воду из-под крана, Егорка брал кусок мыла и купался в пене.

— Из-за того что наш капуцин никогда не видел других обезьян, а знал только людей, себя Егорка воспринимал как человека. Но при этом не забывал хулиганить: то что-нибудь сломает, то разобьёт. В общем, мы решили: что дом — это дом, а обезьянке лучше жить в зоопарке, — рассказывает Олег Никулика.

В “Бабе Фросе” для капуцина построили красивый вольер с тропическим климатом. Надеялись, что там Егорке будет комфортнее, но он заскучал. Олег рассказывает, что обезьянка залезала на ветку дерева в вольере и долго-долго качалась, глядя в одну точку. Иногда Никулика забирал её домой, чтобы хоть чуть-чуть развеселить. Но, когда Егорка возвращался в зоопарк, снова грустил, плохо ел и отказывался играть.

В зоопарк “тайным посетителем” приезжала проверка. Олег Никулика и другие сотрудники “Бабы Фроси” не знали, что к ним нагрянули ревизоры. Но после проверки в зоопарк пришло письмо с замечаниями: сделать побольше вольер для Мишки и найти подругу Егорке, чтобы он не ощущал себя “брошенным человеком”, а понял, что он капуцин.

— Мы нашли для нашего малыша красавицу Анфису. Но, как только самка капуцина зашла в вольер, Егорка начал кричать, прятаться. Он не понимал, что бывают такие же, как он. Он увидел своё “отражение” и не мог, кажется, глазам своим поверить. Поэтому на время их пришлось расселить. К тому, что Егорка не один такой, капуцин привыкал в течение нескольких месяцев. Сейчас у них общий вольер. Общий быт, как говорится, — рассказывает Никулика.

На сегодняшний день в зоопарке “Баба Фрося” живёт более 100 видов животных. Большая часть из них — спасённые звери и птицы, которых выходили здесь. Олег Никулика говорит, что главная задача его зоопарка — помочь животным выжить. А насколько они будут красивыми и фотогеничными — не имеет значения. Даже если у обезьянки нет хвоста, тут её всё равно будут любить.

В 2013 году Олег Никулика ушёл с поста мэра Камызяка. Сегодня о том времени он вспоминает как о непростом, но интересном этапе своей карьеры. То, чем он занимается сейчас, Олегу ближе. Кроме зоопарка у Олега есть бизнес по аренде коммерческих помещений. Он приносит основной доход его семье. Зоопарк в сезон с апреля по сентябрь зарабатывает деньги, а в зимний период их тратит. Большой прибыли с него Никулика не получает, это бизнес для души.

— Наверное, если внуки мои продолжат наше дело, то бизнес будет приносить хорошие деньги. А пока что мы делаем то, что нам нравится. И заработанные деньги тратим на оленят, львят и обезьянок, — улыбаясь говорит Олег Никулика.

Жители деревни Иванчуг соседству с “Бабой Фросей” рады — это дополнительные рабочие места. Фермер Евгений Буйлов рассказывает, что местные получают в зоопарке хорошую зарплату и не боятся буйволов и рысей. Для них это быки и кошки, просто чуть крупнее. А как с такими животными обращаться — деревенские прекрасно знают.

Наталия Хомякова

По материалам: “Life”

Ранее

Строительство железной дороги между КНДР и Южной Кореей начнется в течение месяца

Далее

5 смартфонов, которые не стоят своих денег

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru