Управленец Воронежского механического завода осужден за бракованные двигатели «Протона»
Бывший начальник цеха Воронежского механического завода (ВМЗ, производит ракетные двигатели) Александр Тычинин осужден на два года колонии общего режима за злоупотребление полномочиями с тяжкими последствиями. Советский райсуд Воронежа признал управленца виновным в том, что при сборке двигателей второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М» использовался неправильный, менее жаростойкий припой. Господин Тычинин знал о нарушении технологии, но решил скрыть это. Впоследствии выявление брака при проверке двигателей привело к отзыву агрегатов производства ВМЗ и значительному сдвигу всех полетов «Протонов» в 2017 году. На ВМЗ, подтверждая ошибки в сборке, говорят, что она не стала причиной каких-либо аварий.
Возглавлявший с 2014 года цех №86 ВМЗ, в котором собирались газогенераторы ракетных двигателей, Александр Тычинин был взят под стражу в зале Советского райсуда Воронежа, сообщили в пресс-службе суда. Судья Наталья Ильченко признала начальника цеха виновным в злоупотреблении должностными полномочиями с тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ, максимальное наказание — десять лет лишения свободы). Господин Тычинин был осужден на два года колонии общего режима, ему также запрещено в течение двух лет занимать административные должности на государственных предприятиях.
В пресс-релизе суда говорится, что по вине господина Тычинина было скрыто нарушение технологии сборки ракетных двигателей РД-0210/0211 и РД-0213/0214, из-за которого «был подорван авторитет Российской Федерации как ведущей космической державы», а также «создалась угроза аварий» ракет-носителей «Протон-М», во второй и третьей ступенях которых используются эти модели двигателей.
Как установил суд, в феврале 2015 года сборщик в цеху №86 по ошибке кладовщика получил вместе с припоем марки ПЖК-35, который полагалось использовать при сборке форсунок и газовых втулок газогенераторов двигателей, около 300 граммов припоя ПЖК-1000 с другой жаростойкостью, который использовать для этих силовых агрегатов было недопустимо. Виноват в этом, решила судья, был начальник цеха, который «ненадлежащим образом организовал работу подчиненных». В результате вплоть до сентября 2015-го на ВМЗ собирали газогенераторы двигателя с использованием неправильного припоя.
При этом Александр Тычинин по итогам инвентаризации в июне 2015 года был уведомлен о недостаче выданного сборщику припоя ПЖК-1000, но «вопреки интересам службы и государства» не сообщил руководству о риске брака и не остановил производство с неправильной технологией. Более того, «желая избежать наказания», он приказал подчиненным списать в отчетах недостачу припоя для ракетных двигателей на «экспериментальные работы».
Проблемы с двигателями, напомним, вскрылись после огневых испытаний, которые проходят все агрегаты: неправильный припой не обладал необходимой жаростойкостью. После этого десятки двигателей производства ВМЗ, в том числе уже доставленные на Байконур, были отозваны для проверки и исправления (см. “Ъ” от 25 и 30 января 2017 года). Из-за этого в 2017 году сроки запусков «Протонов» были сдвинуты в ущерб международным контрактам.
Как рассказали в суде, после проверки все собранные с нарушением технологии газогенераторы были демонтированы с двигателей ВМЗ. Взамен были собраны и установлены новые. Стоимость оборудования оценивается почти в 112 млн руб. В эту сумму и оценен ущерб от преступления в отношении госбюджета, сообщили в суде.
В пресс-службе ВМЗ сказали “Ъ”, что несоответствие припоя на испытаниях «было выявлено только в одном из двигателей». Проблему изучала межведомственная комиссия, которая и приняла решение об отзыве двигателя, а впоследствии обратилась с заявлением об уголовном преследовании управленца завода.
Проверке собранных на ВМЗ с несоблюдением технологии двигателей предшествовал инцидент. 9 июня 2016 года при выводе на орбиту спутника Intelsat-31 специалисты зафиксировали отклонения в работе и преждевременное отключение двигателей второй ступени ракеты-носителя «Протон». Именно в них использовались такие газогенераторы. Впрочем, на предприятии говорят, что эта проблема не была связана с неправильным припоем: «Расследовавшая причины аварии комиссия не выявила вины ВМЗ — взаимосвязи несоответствия припоя с нештатной работой двигателя не установлено».
Сергей Калашников
По материалам: “Коммерсантъ”