Салам Алейкум, школа!

Мигранты хотят, чтобы их дети получали образование в России

23

Через 8-10 лет треть всех учеников в российских школах будут составлять дети гастарбайтеров и мигрантов. И уже сегодня те, кто метут улицы, стоят на рынках и таскают цемент на стройке, отдают своих детей в русские школы. Нет, об ассимиляции речь не идет. Слишком сильна и неподатлива исламская культура. И уже в следующем поколении мы увидим, как Москва превратиться в анклав азиатских и кавказских республик. А для среднестатистического жителя Москвы русский будет вторым языком.

Например, среди выпускников некоторых московских школ примерно половину составляют дети мигрантов. В основном азербайджанцы. Гастарбайтеры из Таджикистана зарабатывают пока не так хорошо, чтобы перевести сюда свои семьи. Точных данных по количеству детей мигрантов в школах нет. Называются разные цифры: в Москве их от 4 до 10 процентов учеников, в Подмосковье – даже до 12 процентов. Официальная цифра по Санкт-Петербургу – 3 процента таких школьников. Мигранты окончившие московские школы, как правило, продолжают вливаться в столичное сообщество и поступают в московские ВУЗы. В основном, конечно, на платные отделения – на иностранном для них русском, как не крути, экзамены сдавать ребятам сложно. При этом, учителя отмечают: дети мигрантов, чувствуя давление со стороны, вкладываются в учебу на все сто процентов.

Однако стоит только числу пришлых в конкретном классе перевалить за 20%, начинаются серьезные конфликты. Социологи посчитали, только если в школе примерно 10-15 процентов учеников, для которых русский язык не родной, можно сохранить стабильность. Чуть больше и начинаются межэтнические конфликты школьного масштаба. Мигранты сбиваются в стайки и отвечают на настороженность русских не усиленной учебой, а кулаками.

С другой стороны, сами учителя уверены – адаптировать детей мигрантов, особенно тех, кто совсем не говорит по-русски надо в специальных школах. Их в Москве сегодня 12. Ясно, на всех не хватает. И детей как котят бросают в непонятную для них среду. Например, директор одной из московских школ, где открыт такой подготовительный класс, уверена, что подобная языковая подготовка необходима.

«У нас в классах есть азербайджанцы, таджики, киргизы, узбеки. Все учат русский с удовольствием, они понимают, что он им необходим, – рассказывает директор школы №157 Аида Кулиева. – Родители тоже заинтересованы в обучении и в некоторых семьях специально начинают общаться с детьми по-русски. Но старшеклассникам одного года на изучение русского языка слишком мало. Программа для них должна быть двухступенчатой: первый год – русский язык, второй – упор на предметное обучение. Школы русского языка должны быть во многих учебных заведениях, так как мигрантов с каждым годом становится все больше, а уровень владения русским языком у них все ниже».

А если такого класса в районной школе нет – выплывай, как хочешь, да еще под насмешки одноклассников. Еще одно предложение педагогов – обязательное тестирование или собеседование для детей мигрантов при приеме в школу. Тестирование и отбор поддерживают и родители русских школьников, у которых соседство за партой с мигрантами доверие не вызывает. Так, по результатам недавнего опроса общественного мнения более двух третей россиян категорически против того, чтобы вместе с их детьми учились дети мигрантов. И, в принципе, этот запрос негласно удовлетворяется руководством школ. Ведь по данным Центра миграционных исследований, примерно 75% мигрантов из стран Центральной Азии сталкивались с ограничениями при приеме детей в школу. Но все это больше личная политика директоров, которых если хорошо попросить и сдобрить пожертвованием на благоустройство школы, становится гораздо гостеприимнее.

Официально же учитель, если заявка идет по месту жительства, может только порекомендовать отдать ребенка в класс пониже.  При этом психологи считают, что полностью адаптироваться в языковой среде смогут только до 14 лет. Позже, говорить, конечно, смогут, но осваивать предметы на русском будет тяжело. Да и зачем? До той этнической ситуации, что воцарилась в Европе нам рукой подать. И тогда уже русские дети будут стоять в очереди в классы для изучения таджикского и азербайджанского. Чтоб хоть как-то понимать некогда гостей, а лет через 20 титульное население столицы.

Таисия ИЛЬИНА

Ранее

Станут ли наши детсады такими как в ЕС?

Далее

С Думой о пенсионерах

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru