Как работает оператор парковок в Санкт-Петербурге
Спустя два года после появления в Санкт-Петербурге платных парковок власти заметили, что до 80% доходов утекает мимо бюджета. Чтобы разобраться, они направили в Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга (ГЦУП) десант аудиторов из Контрольного управления Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Те закончили проверку в сентябре 2018-го и вскрыли десятки нарушений. Есть подозрения, что госслужащие, отвечающие за парковки, кладут деньги буквально себе в карман. А чтобы подзаработать, нанимают “мёртвые души”, раздувают штат и получают бюджетные миллионы на оплату их труда. И с этих миллионов выписывают себе незаконные премии. Да ещё и завышают стоимость контрактов на строительство новых парковок.
Ревизоры подсчитали, что бюджет Питера мог понести почти 30 млн рублей ущерба и переплатил на госконтрактах ещё 20,1 млн. Ситуация вышла на уровень вице-губернатора Игоря Албина, который устроил разнос подчинённым. Другие обстоятельства произошедшего пристально изучает Следственная служба УФСБ по Петербургу. Пока что за все “художества” своего предприятия директор получил только выговор.
Парковочная яма
С 2014-го в Петербурге ввели платные перехватывающие парковки и построили полтора десятка государственных стоянок. За их работу отвечает ГКУ “Городской центр управления парковками” (ГЦУП). Он подчиняется Комитету по развитию транспортной инфраструктуры.
Примерно год назад Администрацию Санкт-Петербурга насторожило, что парковки стали приносить меньше денег. Для изучения феномена взяли две стоянки в Петергофе. В июне 2016-го стоянки принесли 1,6 млн за месяц. А через год их ежемесячные доходы упали до смешных 200 тыс. Ещё не зная наверняка причины, власти в августе 2018-го командировали туда аудитора из Контрольного управления. Магическим образом доходы парковок снова поползли вверх: за первые десять дней августа парковка заработала 313 тысяч, то есть больше, чем обычно приносила за месяц.
Аудиторам для понимания картины понадобился ровно один день. За этот день из прошедших 155 машин контролёры выбили чеки только на 108, однако деньги собрали со всех водителей. Только на этом мимо бюджета “пролетело” почти 10 тысяч.
Аудиторы подсчитали: только одна парковка в Петергофе на 95 машиномест должна была принести 10 млн за год. До бюджета из них дошло лишь 2,1 млн. Значит, около 80% доходов плавно перетекали мимо бюджета в чьи-то карманы.
Всего в Питере функционирует 29 государственных стоянок. Если предположить, что в среднем каждая стоянка должна была приносить по 10 млн в год, то за 2017-й бюджет мог недосчитаться порядка 230 млн рублей.
Год назад именно из-за того, что проводил деньги мимо кассы, был задержан начальник отдела ГЦУПа Сергей Коршунов. Сотрудники ФСБ вменили ему хищение 1,6 млн. По версии следствия, он отдал негласное указание контролёрам получать оплату от владельцев машин, но не вносить её в кассу.
Из-за Коршунова досталось всей руководящей цепочке. Начальник Следственной службы ФСБ по Санкт-Петербургу поставил на вид главе транспортного комитета Сергею Харлашкину, что на его вотчине творится подобное. ФСБ прямо пишет в своём представлении: такая ситуация стала возможной из-за плохого контроля со стороны руководства. Харлашкин по нисходящей наказал нынешнего главу ГЦУПа Владислава Бакулина — заставил написать объяснительную и объявил ему выговор.
Внештатное списание
Всё это стало известно Лайфу из отчёта аудитора Александра Богомолова, начальника одного из отделов Контрольного управления при губернаторе. В распоряжении редакции имеются все подтверждающие документы с визой вице-губернатора Александра Говорунова. На проводках мимо кассы потери для бюджета не закончились. Центр управления парковками с середины июня прошлого года неожиданно перестал согласовывать с городскими властями и изменение количества сотрудников — раздувал штатное расписание. Город в начале 2018-го выдал ГЦУПу деньги на оплату труда исходя из расчёта, что там работает 301 человек. Но уже в марте без согласования с транспортным комитетом штат сократили до 192 человек. Образовалось почти 40 свободных миллионов. Вместо того чтобы вернуть эти деньги в бюджет, их направили на премии.
— Из средств создавшейся “экономии” отдельным руководящим сотрудникам выплачиваются необоснованно завышенные премии (в сравнении с другими сотрудниками), — пишет в отчёте аудитор Богомолов.
Например, первый заместитель директора Артём Хрюкин получил премию в 600 тысяч. Главный бухгалтер — 450 тысяч. Средняя зарплата замдиректора составила 475 тысяч в месяц, главного бухгалтера — 438 тысяч, а начальник эксплуатации парковок зарабатывал до 407 тысяч. Согласно листкам зарплаты, оказавшимся в распоряжении Лайфа, даже сидящий под домашним арестом Коршунов получал премии по 250 тысяч.
Высокая зарплата руководящему составу выплачивается за счёт сокращения премиальных рядовым сотрудникам. При планировании фонда оплаты труда каждому сотруднику закладывается ежемесячная премия. Комитет финансов СПб выделяет учреждению бюджет исходя из заявки на выделение финансов, эта заявка предусматривает ежемесячное премирование каждого сотрудника. Но, к примеру, премия к 23 Февраля была выплачена только троим, и все входили в топ-менеджмент.
Остроты ситуации добавляет прямое нарушение правил премирования. По итогам 2017-го руководство вообще не имело права премировать себя. Хотя бы потому, что ГЦУП не выполнил государственного задания. Он не построил планируемого количества парковок.
По высокой планке
Третьей частью проверки КУ стали расходы на строительство стоянок и другие госзаказы Центра управления парковками. Комиссия обнаружила, что асфальтовый настил нескольких новых парковок меньше, чем требовалось по проекту. Например, в Петергофе оплатили слой щебня и асфальта высотой 30 см, а по факту он оказался 18 см. Зафиксировали непонятную “химию” с количеством видеокамер на парковках. По проекту нужно было 58 камер на одной стоянке, а по факту висело только 6. Такая схема спровоцировала оплату фактически невыполненных работ, что привело к ущербу бюджету в 29,3 млн. Ещё несколько миллионов ущерба подрядчики вернули сразу в ходе проверки. Кроме того, 20,1 млн бюджет города потерял на завышении стоимости работ. Эти деньги якобы потратили на то, чтобы вынуть из земли и раздробить старые бетонные плиты, мешавшие асфальтированию площадки. Однако никаких подтверждающих документов по выполнению именно такого типа работ, как и самих плит, проверяющие не нашли.
Сейчас администрация и силовики решают, что дальше делать с Центром управления парковками. Пока Комитет финансов Санкт-Петербурга потребовал от предприятия закрыть год без долгов по зарплате. Но это спровоцировало парадоксальную ситуацию — если закрыть все долги перед рабочими сейчас, на выплату декабрьской зарплаты не хватит денег. Об этом пишет в докладной записке начальник финансово-экономического управления ГЦУПа своему директору Владиславу Бакулину.
Пока никаких мер, кроме предписания и выговора Бакулину, к руководству ГЦУП не применено. Однако 11 октября вице-губернатор Албин провёл совещание, на котором потребовал в кратчайшие сроки перевести предприятие на максимально автоматизированную модель управления, чтобы минимизировать коррупционные риски. И заодно — разработать систему контроля за работой.
Лайф направил запрос в ГЦУП, однако оперативного ответа не получил. Ранее пресс-служба предприятия уже комментировала проверки Контрольно-счётной палаты Петербурга. Тогда ГЦУП высказался в том духе, что создан не для того, чтобы деньги в бюджет приносить, а чтобы разгрузить от машин исторический центр Северной столицы. Поэтому и оценку своих финансов назвал необоснованной.
— Возложенные [на нас] полномочия направлены на создание комфортной городской среды и не предполагают рентабельности расходов городского бюджета. Таким образом, заключение КСП сформировано только на основании выводов о влиянии Центра управления парковками на бюджет Санкт-Петербурга вместо оценки влияния на городскую среду, — пишет ГЦУП. — Следовательно, позиция о неэффективности работы, определённая простым сопоставлением доходов и расходов, а не качеством исполнения возложенных полномочий, не может быть обоснованной.
Павел Кочегаров
По материалам: “Life”