Совет Госдумы принес нам некое откровение! Казалось бы, рядовое событие — утвердили программу научно-экспертной работы. Как бы не так!
Депутаты собрались заказать… исследования, посвященные пенсионной реформе. Ну то есть — помахать кулаками после драки!
Скажем, фракцию «Единая Россия» интересует «практика правового регулирования в регионах льгот и гарантий граждан старшего поколения с учетом повышения пенсионного возраста», а также «пути законодательного обеспечения реализации принципов адресности и нуждаемости при проведении социальной политики». «Справедливой России» хотелось бы узнать, как работают зарубежные пенсионные системы.
Допустим, будут получены ценные данные. Но удастся ли их использовать в законотворчестве? Закон-то уже принят, и с 1 января вступит в силу. И вот здесь первая странность. Документ реально заработает (при наших темпах!) только где-то к следующей осени, а в Госдуме уже озабочены. Или опасаются — почти по Фрейду — что приняли нечто… не то? Поскольку, когда принимали, имелись результаты соцопросов, что от 80 до 90% граждан категорически против реформы. Цифры маленькими показались?! Или не поверили им депутаты, решили, что чьи-то происки?! Но почему сами не заказали опросы своим надежным и проверенным социологам? ДО, а не ПОСЛЕ голосования за реформу?
Судя по всему, не до того было, чтобы выяснять мнение населения. Но какой смысл тогда выяснять его через год? Обстоятельства изменились?
Смысл возник внезапно на заседании правительства, где присутствовал президент. «При планировании пенсионной реформы правительство исходило из того, что будет положительный финансовый результат в течение нескольких лет от этих мероприятий. Но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода, а, наоборот, правительство должно будет профинансировать президентские поправки», — весьма резко сформулировал Владимир Путин. Это прозвучало упреком и премьеру, и первому вице-премьеру А. Силуанову. Мол, вы сначала проанализируйте и просчитайте все варианты, а потом уж беритесь реформировать.
Президентские поправки были едва ли не последним шансом смягчить конфликт власти с гражданами, но оказалось, что стоимость этих поправок — полтриллиона рублей. Которые теперь искать и искать в бюджете.
Вот она, самая быстрая и самая меньшая цена недомыслия, которое допустило правительство при запуске пенсионной реформы. Реальная, долговременная цена даст о себе знать позже. Поможет ли министрам урок, преподнесенный президентом? Вряд ли. А вот депутаты, кажется, быстро смекнули «подложить соломки», задним числом заказав некие исследования. Потратят на них еще десятки миллионов казенных денег. Точнее, народных…
Павел Максимов
“Новый вторник”