На втором международном кинофестивале семейного кино “Сердце Байкала”, который проходил в Иркутске, народный артист России Алексей Петренко недолго общался с журналистами. Тем более ценным, на вес платины, можно сказать, его ответы на вопросы обозревателя “Мира Новостей” и его немногочисленных коллег, которым посчастливилось, возможно, в последний раз, пообщаться с живой легендой советского и российского кинематографа.
– Скажите, почему вы приняли приглашение на это семейный и детский кинофестиваль?
– Не хочу выглядеть банальным, но у нас институт семьи был разрушен за последние несколько десятилетий, и его надо восстанавливать. Я ведь снимался и в фильме “Давыдов и Голиаф” и “Сказ о том, как царь Петр Арапа женил” и замечательный фильм Динары Асановой “Ключ без права передачи”. И конечно, фильмы из школьной программы – например . “Женитьба”
Поэтому я с интересом принял предложение организаторов фестиваля. Я очень рад, что кому то пришла в голову такая счастливая идея – провести такой фестиваль.
– У вас не так давно сложилась новая, интернациональная семья. Что можете сказать о ее особенностях, традициях, обычаях?
– Понемногу все налаживается, организовываем все. Начинается все с простых вещей. У нас в России. или, к примеру на Украине так, а в Центральной Азии – иначе. Одна из особенностей народов этих стран – уважение к старшим. Когда то она была и в нашей многонациональной стране, но лет тридцать назад была полностью утеряна. А вот этих странах осталась! Я вижу, как молодые люди из Узбекистана, Киргизии, Туркмении, уступают место старшим в автобусе, не дожидаясь, пока их кто – то усовестит. Или если за столом сидят старшие, никто из младших первым не потянется к еде, только после того, как трапезу начнут старшие! В общем, надо эти традицию перенимать, лучшее брать.
– У вас патриархальная семья?
– Нет, что вы. Этого не нужно, надо только щеки надувать, и все будет хорошо. Я как любил украинскую кухню, так и по-прежнему люблю, и жену научилась готовить. Но и в традиционные восточные праздники тоже собираемся за столом, едим восточные кушанья
– Вопрос другого плана. Недавно министр культуры России Владимир Мединский озвучил идею, которую ему “подкинули” руководители Союза театральных деятелей – об упразднении звания “народных” и “заслуженных” артистов. Как вы к ней относитесь?
– А что, разумно! Каждый из нас знает себе цену, и цену нам всем знает наш зритель. Я за то, чтобы таких званий не было. Одно смущает – как бы на пенсиях и зарплатах это не отразилось. А в остальном – идея здравая!
– Вы успели посмотреть фильм “Распутин” с Жераром Депардье в главной роли?
– Да, посмотрел
– И как он вам?
– Картина добротная, и Жерар сыграл достойно, профессионально. Сказать, что я в восторге – не могу, но и разочарования не наступило. Может быть потому, что уж совсем чего удивительного не ждал. Но вообще, Григорий Распутин такая многогранная личность, что о нем можно еще десять фильмов снять, и все равно будет интересно. Со своей игрой больше тридцати лет назад я бы сравнивать не стал. Было другое время, ведь тот фильм лежал несколько лет на полке, его запрещали, и вообще эту тему было опасно трогать. Но зато зрители смотрели с интересом, и главное для них было не сальные подробности его жизни узнать, а политические и мистические. Сейчас другое. Но я не стану ворчать, И этот новый фильм уместен именно сегодня!
-Вы ведь недавно вместе с Депардье снялись в новой картине, даже роль на английском языке выучили. Кто – то сказал, что вы по роли убиваете героя, которого он играет, и делаете это с нескрываемым удовольствием
– Врут. Наверное, потому, что продюсеры фильма просили и название не раскрывать, и содержание. Скажу только , что роль у меня небольшая, я действительно учил английские слова и предложения. Но Депардье я не убиваю, а наоборот- спасаю. Больше ничего сказать не могу – иначе неустойку придется платить.
– Вы так часто снимались у Никиты Сергеевича Михалкова. Дружите с ним. Но он иногда такие странные вещи о вас рассказывает. К примеру, что вы любите притворяться, играете роли не только на сцене, но в жизни. Даже больного изображаете, хотя при этом чувствуете себя прекрасно. Он не преувеличивает?
– Ну как вам сказать. Он ведь не только режиссер и актер замечательный, но и рассказчик. Разве может такой рассказчик хоть что-нибудь да не преувеличить? Ну добавляет что – то, чего не было и быть не могло. А с другой стороны – я ведь действительно иногда заигрываюсь. Вот роль нищего попрошайки – пьяницы играл , решил вжиться в нее, и пошел на вокзале просить мелочь. Шапку пониже натянул на глаза, чтобы не узнали, и так жалобно просил, песню пел, даже пританцовывал. И мне подавали. А потом зашел в автобус, в котором , как я думал, ехала наша съемочная группа, и стал рассказывать как у меня замечательно получилось людей обмануть, И подавали так хорошо. И вдруг слышу – молчание зловещее. Посмотрел внимательно – мать честная, а ведь это не наш автобус, и люди меня не узнали. враждебно так смотрят. Пришлось ретироваться чтобы не побили… Наверное Михалков что то подобное рассказывал обо мне, приукрашивал, Ну я ему тем же не буду отвечать, Потому что очень его ценю и уважаю!
Андрей КНЯЗЕВ