“Географа” Велединского не признали фестивальным фильмом

Настоящим скандалом закончился ХХ юбилейный Минский Международный кинофестиваль

3334

Настоящим, хотя и не очень громким, скандалом, закончился ХХ юбилейный Минский Международный кинофестиваль. Впервые за многие годы основных призов фестиваля не получили не только российские, но и белорусские кинофильмы, представленные в основном и молодежном конкурсах. Организаторы и жюри фестиваля пошли по пути Московского международного кинофестиваля, и отдали призы добротным, сильным, но не выдающимся, по мнению как зрителей, так и критиков, кинофильмам.

Главная награда досталась черно – белой картине польского режиссера Павла Павликовского “Ида”.А вот фильм звезды украинского и мирового кинематографа, Киры Муратовой, “Вечное возращение” получил только специальный приз “За творческую дерзость”, да и то разделил его с румынским фильмом ” Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм”. Вероятно, узнав о том, что ее картина не получит главных призов, Кира Георгиевна, к тому же сильно простывшая, уехала в день вручения призов из Минска, И хотя вслух не высказала обид, но уезжала в грустном и сумрачном настроении.

Мрачнее тучи был и режиссер фильма “Географ глобус пропил” Александр Велединский, который не получил вообще никакой награды кинофестиваля “Листопад”, хотя стал вторым по числу зрительских симпатий. В Минске ждали главного героя фильма, Хабенского, но узнав, что наград у картины нет, он также не приехал. А члены жюри объяснили отсутствие призов у картины тем, что фильм не фестивальный. Странно, что в программу основного конкурса он таки был включен!

Вообще, стоит отметить, что Юбилейный международный кинофестиваль «Листопад» стал огромным разочарованием для белорусских кинодеятелей, так как в этом году жюри почему-то решило отдать практически все призы полякам, то есть польскому монохромному фильму «Ида» – о девушке Анне, которая собирается стать монахиней и вдруг узнает, что её настоящее имя Ида, и она еврейка…

Фильм уже собрал букет гран-при на родине: на Варшавском кинофестивале, на национальном фестивале игрового кино в Гдыне, призы получили кинооператор Лукаш Жаль и исполнительница главной роли Агата Тшебуховская. На Каннском кинофестивале режиссер Павел Павликовски взял за свою «Иду» премию «Новые европейские таланты в области медиа». Этот фильм Польша выставила на премию «Оскар».

На церемонии закрытия «Листопада-2013» кинооператор фильма Лукаш Жаль поднимался на сцену Минского Дворца Республики три раза – за гран-при «Золото листопада», а также за призами: «За лучшую операторскую работу имени Ю.А. Марухина», «Серебро Лiстапада» в номинации «Фильм как явление искусства», «За лучшую женскую роль второго плана» (вместо Агаты Кулеши).

Фильм «Роль» признанного в мире, но похоже, что не России, режиссёра Константина Лопушанского («Письма мертвого человека, «Гадкие лебеди» и др) – тоже чёрно-белый, тоже затрагивающий трагические страницы истории (в данном случае — постреволюционной России), совместное детище России и Беларуси почему-то не был по достоинству воспринят ни жюри, ни зрителями.

– Этот фильм – настоящее искусство, он в любом случае войдёт в историю и будет высоко оценен, но позже, – сетует генеральный директор «Беларусьфильма» Олег Сильванович.

Но самым настоящим победителем фестиваля «Листопад» стала, несомненно, картина «По кругу» сербского режиссёра Срадаена Голубовича. Фильм получил приз зрительских симпатий, что черным по розовому отражалось в шкале голосования кинотеатра «Центральный». Фильм набрал наивысший бал — 3,75, на второе место претендовали российская картина «Географ глобус пропил» Александра Велединского (3,59 баллов) и «Ида» (3,57).

Посол Сербии в Беларуси Стоян Евтич трижды поднимался на сцену за призами за фильм «По кругу», который, кстати, уже собрал огромное количество главных призов в Сандэнсе (США), Берлине, Ереване, Софии, Висбадене, Сараево, Казани. На последнем история, разворачивающаяся на фоне конфликта в Боснии 1993 года, получила сразу несколько призов: «за лучший фильм», «за лучшую мужскую роль».

Сердца зрителей отзываются на фильмы трагические, затрагивающие болезненные страницы истории. После фильма «По кругу» у меня было ощущение, что я побывала на исповеди у собственной совести.

Китайский фильм «Прикосновение греха» получил один, но очень весомый приз: «за лучшую режиссуру», на Каннском кинофестивале его удостоили приза «за лучший сценарий», при том, что режиссер и сценарист одно лицо — Цзя Чжанкэ.

Один из членом жюри, казахский режиссер Дарежан уже после подведения итогов прошел еще по одному конкурсному фильму «Параджанов», который летом получил «Золотого Дюка» в Одессе за лучший украинский фильм.- Это просто пародия какая-то, а не кино.

Между тем, минчан фильм зацепил, они поставили «Параджанову» высокие баллы и задавали много вопросов режиссеру Олёне Фетисовой и исполнительнице главной женской роли Юлии Пересильд. А вот Алёне Бабенко, которая представляла внеконкурсный фильм «Прощание» Дмитрия Константинова зрители откровенно сочувствовали, мол, вы такая талантливая актриса, а сыграли в таком слабом проекте.

За 20 лет «Листопада» зрители стали разбираться в кино. Правда, с 1 по 8 ноября этого года продажи попкорна в кинотеатрах резко упали. На конкурсных показах было запрещено проходить в зал едой и напитками. Может быть, чтобы не обижать еще одного популярного в прошлом литовского актера Юйзефа Будрайтиса, ставшего одним из членов жюри кинофестиваля. Его фотографии с рабочих моментов съемок фильмов семидесятых годов были представлены на проходившей в фойе выставке фоторабот. Он и без того разобиделся на журналистов, и в последние дни категорически отказался от общения с ними, заявив, что они задают одни и те же, к тому же очень примитивные вопросы.

А вот актриса кино и театра “Современник” Алена Бабенко , немного расстроилась и обиделась на непонимание зрителей. Картина “Прощание”, представленная в программе российских премьер, тем, кто ее посмотрел показалась неправдоподобной и рассчитанной на уж совсем непритязательную публику. Правда саму Алену, сыгравшую роль актрису, 13 лет прожившей в Америке и вернувшейся в Россию умирать от рака, а в результате погибшей в автомобильной катастрофе, зрители за ее роль хвалили. Но удивлялись и возмущались – почему же она соглашается сниматься в столь проходных и откровенно слабых картинах. На вопрос о том, не был ли ее роман с Евгением Мироновым умелым пиаром, как и ее героине в картине, Алена призналась, что сама давно забыла эту историю и удивляются, что ее помнят в Минске. Пиар это был, или нет, какая теперь разница, – говорила актриса.

Андрей КНЯЗЕВ

Ранее

Алексей Петренко: каждый из артистов знает себе цену

Далее

Москоммерцбеспредел

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru