Особенности реализации государственных интересов Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации
Недавно созданное подразделение Министерства обороны США наделило Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации (ФСВТС РФ) возможностью определять иностранные компании, имеющие право участвовать в американских госзакупках на проведение работ по поддержке флота вертолётов Ми-8/17 (все гражданские и военные), принадлежащих Афганистану. Решение американцев явно не ординарное, особенно с учётом действующих санкций.
Дорогой полковника Вергеза (Col. Vergez)
12.07.2018 вступил в должность новый руководитель Офиса по проектам нестандартного авиационного крыла армии США (The Non-Standard Rotary Wing Aircraft Project Office) полковник Джон Ванной (Col. John Vannoy). Первым актом нового начальника NSRWA было объявление о реорганизации подразделения, в связи с созданием на его базе Многонационального авиационного отдела по специальным проектам (Multi-National Aviation Special Project Office). Председательствующий на церемонии бригадный генерал Томас Тодд (Brig. Gen. Thomas Todd) рассказал о смысле реорганизации и масштабах миссии MASPO, по поддержке более 30 союзных стран по сему миру. Он отметил, что: «В любой момент времени в офисе обрабатываются до 60 иностранных дел о продаже военных товаров, которые отличаются по размеру, объёму, продукту, обслуживанию и срочности того, что доставляется».
На церемонии было отмечено, что созданный в 2010 году офис NSRWA в основном был сосредоточен на руководстве закупочной и вспомогательной деятельностью по обеспечению эксплуатации вертолётов Ми-17 в Афганистане. С тех пор парк вертолётов, которые NSRWA поддерживает, значительно расширился вместе с клиентской базой.
Сегодня офис предоставляет услуги по закупке и поддержке лётной годности воздушных судов для клиентов по всему миру и обслуживает флот, включающий в себя широкий спектр вертолетов и самолетов, таких как Ми-17, MD-500E, MD-530F, MD-600Ns, AH -1Fs, AH-6i, IA-407s, Bell 412s, S-333s, Bell 206s, UH-1s, Huey II и AW-139.
Закрывая недолгую (по выражению генерала) историю NSRWA он по понятным причинам не вспомнил бывшего руководителя этой организации полковника Вергеза, который, судя по всему, вписал немного криминала в историю этого подразделения. Забыв упомянуть эту чёрную страницу в истории NSRWA, бригадный генерал видимо не предполагал, что MASPO, которое он представлял, может повторить преступные ошибки Вергеза, но уже на новом, более высоком уровне.
Во второй половине октября, вновь организованное подразделение, через Командование заключения контрактов Армии США, выпустило «Запрос для сбора информации о возможностях капремонта вертолётов Ми-8/17 Афганистана» (MASPO Mi-8/Mi-17 Depot Level Activities in Afghanistan RFI) № PANRSA18P0000081335. Целью этого запроса является определение и идентификация потенциальных исполнителей капремонта вертолётов Ми-8/17 Афганистана. Совершенно неожиданно в п.4., раздела 2.0. было сформулировано требование: «Поставщик/продавец должен иметь действующее документальное соглашение с Российской Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, которое разрешает ему производить работы по поддержке флота вертолетов Ми-8/17 (все гражданские и военные) принадлежащие Афганистану». Это требование позволяет российскому федеральному органу (ФСВТС РФ) разрешать или запрещать западным компаниям производить работы по поддержке лётной годности афганских вертолётов, в том числе и гражданских. Нынешнее совершенно неожиданное решение MASPO наталкивает на мысль, что «дело Вергеза» так ничему и не научило американцев.
А для Российской федеральной службы такое решение американцев открывает новые горизонты, возможно позволяющие ей расширить коррупционную составляющую военно-технического сотрудничества.
Всемирный «закреплятор»
Положение о ФСВТС РФ не подразумевает возможность этой организации осуществлять контроль зарубежных компаний. ФСВТС РФ является внутренним контрольным органом в системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами (то есть, об иностранных фирмах речь даже не идёт). В рамках реализации своих прав ФСВТС РФ координирует и контролирует деятельность российских субъектов военно-технического сотрудничества. То есть, судя по положению, операторами на рынке ВТС выступают российские юридические лица, получившие от ФСВТС РФ право заниматься военно-техническим сотрудничеством, а сама служба должна осуществлять контроль этой деятельности.
Однако, есть в положении о ФСВТС РФ и спорные моменты, делающие эту службу фактическим оператором рынка, который она же (по положению) и контролирует.
К примеру, оказывается, что именно ФСВТС РФ, а не российские лицензированные участники ВТС «рассматривает обращения иностранных заказчиков о поставках продукции военного назначения, регистрирует их, определяет исполнителей из числа субъектов военно-технического сотрудничества». Так же ФСВТС РФ определяет все ценовые параметры по сделкам, осуществляя контроль «за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую (импортируемую) продукцию военного назначения».
Сегодня офис по проектам нестандартного авиационного крыла армии США предоставляет услуги по закупке и поддержке лётной годности воздушных судов для клиентов по всему миру и обслуживает флот, включающий в себя широкий спектр вертолетов и самолетов, таких как Ми-17, MD-500E, MD-530F, MD-600Ns, AH -1Fs, AH-6i, IA-407s, Bell 412s, S-333s, Bell 206s, UH-1s, Huey II и AW-139.
То есть, если посмотреть внимательно положение, то фактическим оператором на рынке ВТС выступает именно ФСВТС РФ, а не лицензированные российские субъекты. Функции ФСВТС РФ настолько широки, что из контрольного органа они превращают эту организацию в активного участника торгового процесса. С юридической точки зрения получается, что ФСВТС РФ полностью бесконтрольная организация. А российские участники ВТС выступают при сложившейся системе в роли статистов, которые «тащат» всё, что наработали в ФСВТС РФ, а далее ждут, за кем эта организация закрепит исполнение. Ведь положение о ФСВТС РФ позволяет этой организации с лёгкостью перебрасывать заявки от одного субъекта ВТС к другому. И проконтролировать обоснованность закрепления некому, потому, как ФСВТС РФ контролирует саму себя.
У американцев, да и нигде в мире, нет такой «хорошей» и бесконтрольной организации. Видимо именно поэтому MASPO решило поручить этой «могучей» российской федеральной службе определять возможность американских и других компаний участвовать в получении бюджетного финансирования в США по программам поддержки лётной годности афганского вертолётного парка, включив туда и гражданские вертолёты.
А ФСВТС РФ, являясь государственным регулятором в сфере военно-технического сотрудничества, давно рвётся регулировать операции на рынке услуг для гражданских вертолётов. Поскольку эта организация вроде бы не является торгующей структурой, то она активно и, судя по всему безвозмездно, старается затянуть вопросы поддержки лётной годности на рынке гражданской техники в подконтрольные ей субъекты ВТС. Так, к примеру, буквально недавно, польская компания «DRABPOL Sp.j. P.Drabczynski i Wspolnik», зачем-то обратилась на имя директора ФСВТС РФ Дмитрия Шугаева с просьбой о продлении назначенного срока службы гражданскому вертолёту Ми-8Т, который эксплуатируется в польской полиции. Вместо того, чтобы переправить это обращение коллегам в Росавиацию, так как вопросы поддержки лётной годности гражданской техники не подразумевают работу в режиме ВТС, ФСВТС РФ 10.08.2018 года пишет польской компании письмо (подписанное заместителем начальника второго управления по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Сергеем Гармашем) и сообщает, что для решения вопроса необходимо обратиться к субъекту ВТС – АО «Вертолёты России».
Насколько правомочно и безвозмездно Гармаш лоббирует вертолётный холдинг неизвестно. Обозначенные в письме польской компании вопросы, судя по всему, относятся к исключительной компетенции разработчика вертолёта, коим, как известно, является АО «МВЗ им. М. Л. Миля». В соответствии с п.21.249 Авиационных правил Часть 21 (АП-21) «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», введённых в действие приказом Минтранса России № 474 от 19.12.2013 г., обязанности держателя сертификата разработчика, прописанные в п.21.265 не подлежат передачи сторонним организациям. То есть никакие холдинги и прочие торговые компании не вправе подменять собой действующего разработчика. Так гласит закон.
Но, видимо Сергей Гармаш, то ли не читает законы, то ли нарочно, пользуясь «федеральной крышей», вводит в заблуждение поляков, и, тем самым, безвозмездно оказывает услугу холдингу по получению очередного заказа.
Этот пример подтверждает, что ФСВТС РФ не хочет замыкаться исключительно в вопросах военно-технического сотрудничества, а готово регулировать всё, что только возможно.
Очень востребованный делец
Неожиданное решение американцев наделить ФСВТС РФ правом определять иностранные субъекты, которые могут производить работы по поддержке флота вертолетов Ми-8/17 (все гражданские и военные) принадлежащие Афганистану, – просто подарок. Вот теперь то деятели из ФСВТС РФ «развернутся» не на шутку!
Но ведь ФСВТС РФ это федеральная служба и она не может заниматься коммерцией, а попросту говоря брать с инофирм «бабки» за свои верительные грамоты, которые готовы признавать американцы.
Вот тут как раз нелишне вспомнить про старого знакомого одного из заместителей службы – Виктора Токаренко, который, как известно, очень активно работает с американскими компаниями по теме поддержки лётной годности афганских вертолётов.
Непонятно почему, в условиях санкций подразделение американской армии MASPO неожиданно наделяет ФСВТС РФ правом регулировать иностранные компании?!
Если рассуждать логически, то вырисовывается некая схема, которая теоретически, с большой степенью вероятности, может быть реализована на практике.
Непонятно почему, в условиях санкций подразделение американской армии MASPO неожиданно наделяет ФСВТС РФ правом регулировать иностранные компании?!
Чтобы не повторять путь Вергеза, американцам необходимо что-то, что позволило бы им уйти от ответственности в случае принятия неправильного решения. В США что-либо придумать сложно, а вот в России можно реализовать всё что угодно, так как российские законы (как видно из ответа ФСВТС РФ польской компании) выполняются очень странно.
К примеру, некая американская фирма, ну скажем Лейдос (LEIDOS), хочет подобраться к выделяемому в США бюджету по программе поддержки лётной годности афганских вертолётов, но в Америке все заказы распределяются на тендерной основе. Как обойти конкурентов? А очень просто. Можно, например, договориться с Виктором Токаренко, чтобы он пообщался со своим знакомым – заместителем директора ФСВТС РФ Анатолием Пунчуком (про дружбу Токаренко и Пунчука «Версия» не раз уже писала) и обеспечил компании Лейдос соответствующую верительную грамоту от ФСВТС РФ. На совещании в ФСВТС РФ, проходившем 13.07.2018 года под руководством Анатолия Пунчука, забегая вперёд решения американского правосудия, Виктор Токаренко заявил: «Компания «LEIDOS» подала апелляцию и по имеющейся информации в конце июля она будет удовлетворена» – то есть в реальности эта компания как раз и борется за американский бюджетный заказ.
Исходя из своего статуса, ФСВТС РФ может выдавать верительные грамоты исключительно безвозмездно. Но ведь подобное не распространяется на Токаренко и его компанию. Таким образом, фактическим регулятором военно-технического сотрудничества с американцами становится именно Токаренко, который может оказывать американским компаниям возмездные услуги по получению верительных грамот от ФСВТС РФ.
Вот таким незатейливым образом американцы сами предоставили возможность Виктору Токареко, который, как известно, обладает достаточным влиянием на руководство ФСВТС РФ в лице Анатолия Пунчука, строить потенциальные коррупционные схемы в области поддержки лётной годности афганских вертолётов.
Сергей Кокорин
По материалам: “Наша Версия”