Плавдок ПД-50 достанут со дна Кольского залива, но непонятно, когда и как
В понедельник министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал подъем плавучего дока ПД-50, затонувшего в ночь на 30 октября вблизи Росляково (Мурманская область). Операция необходима, чтобы суда могли заходить в гавань 82-го судоремонтного завода в Росляково, но сроки ее проведения остаются открытыми. Сначала специалистам нужно понять, как поднять со дна Кольского залива конструкцию водоизмещением свыше 80 тыс. тонн. На этом проблемы корабелов не заканчиваются: восстановить ПД-50, на котором можно было вести ремонт крупнотоннажных кораблей и судов в европейской части страны, будет сложно, а равноценной замены ему нет: одно проектирование подобного дока займет не менее двух лет.
О планах по подъему ПД-50 Денис Мантуров заявил журналистам в кулуарах форума «Антиконтрафакт-2018», уточнив, что это необходимо для восстановления доступа в гавань для нормализации работы 82-го судоремонтного завода (принадлежит НК «Роснефть»). «Другой вопрос, каким способом и в какой период. Сейчас работает водолазная бригада, которая вырезает кусок металла, чтобы определить его усталость»,— добавил министр. Как сообщал ранее “Ъ”, ЧП в Росляково произошло в ночь на 30 октября, когда плавдок вместе с находившимся в нем авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» из-за перебоев с подачей электроэнергии утонул. При этом башенный кран левого бока ПД-50 упал на вскрытую часть крейсера и повредил его оборудование. Корабль, впрочем, удалось отбуксировать в гавань (см. “Ъ” от 31 октября).
Потеря ПД-50 неприятна ввиду его исключительной важности для поддержания боеготовности надводных и подводных сил ВМФ РФ, говорит один из источников “Ъ”, близких к Минобороны: теперь ремонт кораблей 1–2-го ранга придется отложить на неопределенное время. Кроме того, ПД-50 был единственным плавучим доком, в котором можно было ремонтировать крупнотоннажные корабли не только в европейской, но и в азиатской части России.
Дальнейшие действия зависят исключительно от его состояния и характера повреждений плавдока, говорят собеседники “Ъ” в судостроительной отрасли.
По их словам, есть несколько способов поднять ПД-50. «Первый — при помощи крана. Правда, в нашем случае ни один кран с этой нагрузкой не справится,— рассуждает собеседник “Ъ” на одном из заводов Объединенной судостроительной корпорации.— Второй способ — поднять судно при помощи подачи воздуха. Для этого водолазы должны заварить все отверстия, откуда может выходить воздух, после чего к месту затопления пригоняют судно с компрессором и через шланги под высоким давлением подают воздух. Другое дело, есть ли экономическая целесообразность в этой работе».
«Необходимые части можно заварить с помощью водолазов и подать воздух в балластные цистерны, тогда ПД поднимется сам,— подтверждает другой отраслевой источник “Ъ”.— Но если же плавдок сильно поврежден, например пробиты цистерны, что возможно, судя по крену на правый борт, то задача усложняется, но некритично». В таком случае надо будет изготавливать понтоны, прикреплять их к ПД-50 и только тогда поднимать док. Вариант с резкой ПД-50 на глубине для последующего подъема и утилизации опрошенные “Ъ” отраслевые специалисты называют крайне маловероятным: делить его на части логичнее после подъема, если состояние не позволит отремонтировать. Глубина залегания ПД-50 (примерно 40 м) в целом позволяет поднять его, соглашается собеседник “Ъ” в профильном научном институте.
Судостроители говорят, что в целом альтернатива плавучему доку для ремонта крупнотоннажных кораблей есть.
Вести работы можно в сухом доке северодвинского «Севмаша» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, специализируется на строительстве атомных подводных ракетоносцев). Сухой док также есть на соседнем судоремонтном заводе «Звездочка», правда, габариты кораблей, которые он может принять, несколько меньше, уточняет один из корабелов. Сохраняется вариант и с заказом на постройку нового дока, аналогичного ПД-50 по своим характеристикам. Но это не позволит быстро решить проблему, поскольку, по оценкам специалистов, только проектирование конструкции водоизмещением свыше 80 тыс. тонн растянется на полтора-два года.
Герман Костринский, Александра Джорджевич, Иван Сафронов
По материалам: “Коммерсантъ”