Ведомство возобновило проверки работы BlaBlaCar
Силовики расширили объем претензий к работе французского онлайн-сервиса совместных путешествий BlaBlaCar. Прокуратура Череповца потребовала от партнера компании ООО «100 дорог» закрыть нелегальным перевозчикам доступ к сервису, нарушения также найдены у контрагента BlaBlaCar в Ульяновске. По мнению экспертов, проблема серых перевозок заключается не в работе BlaBlaCar, а в отсутствии условия для обеления этого рынка в целом.
Прокуратура Вологодской области нашла нарушения в работе партнера BlaBlaCar — транспортной компании «100 дорог». Это следует из ответа ведомства на имя Алексея Дынько, сооснователя краснодарской краевой ассоциации «Региональный автотранспортный союз» (копия документа есть у “Ъ”). По данным прокуратуры, «100 дорог» не размещала свои предложения о поездках в BlaBlaCar, однако через компанию физические лица получили доступ к коммерческому использованию сервиса. Заместитель прокурора Череповца потребовал от директора «100 дорог» закрыть профили таких перевозчиков. Также он направил BlaBlaCar уведомление о необходимости обновить условия регистрации и пользования сервисом.
«100 дорог» указана на сайте BlaBlaCar в числе компаний, через которые к сервису могут подключиться другие операторы междугородных автобусных перевозок. Несколько перевозчиков, включая «100 дорог», получили разрешение в тестовом режиме публиковать свои предложения о поездках на платформе, рассказал “Ъ”, представитель BlaBlaCar. Сервис уже получил информацию о результатах проверки вологодской прокуратуры и намерен направить запрос в «100 дорог». BlaBlaCar «строго выполняет российское законодательство», заверил представитель компании.
Директор «100 дорог» Вячеслав Юрко сказал “Ъ”, что был не в курсе решения прокуратуры.
Комментируя претензии ведомства, что через компанию физические лица получают доступ к коммерческим перевозкам, он отметил, что «так делают все» партнеры BlaBlaCar.
Алексей Дынько говорит, что удовлетворен действиями вологодской прокуратуры. «Мы обратились к генпрокурору о даче поручений прокурорам субъектов»,— объяснил он начавшиеся проверки прокуратур регионов в отношении BlaBlaCar и его партнеров. По его мнению, как BlaBlaCar, так и партнеры-перевозчики «принимают участие в организации незаконных небезопасных пассажирских перевозок».
Это не первая проверка в отношении BlaBlaCar и его партнеров за последние месяцы. Претензии к работе сервиса возникли у прокуратуры Ленинского района Ульяновска. Ведомство нашло нарушения у перевозчика ИП Зотова П.В., от имени которого неустановленные лица размещали информацию «об организации перевозок на интернет-портале BlaBlaCar», говорится в ответе прокуратуры от 3 декабря. В то же время среди партнеров BlaBlaCar ИП Зотов П.В. не числится. В конце октября “Ъ” писал, что брянская прокуратура нашла нарушения в работе транспортной компании «Клен 2», от имени которой также осуществляли перевозки физические лица. В настоящий момент компания исключена из перечня официальных партнеров BlaBlaCar, которых на тот момент было четыре. Сейчас на сайте BlaBlaCar указаны три партнера.
Наконец, в ходе проверки работы BlaBlaCar прокуратура Вологодской области нашла нарушения и в работе череповецкого управления МВД. Полицейскими «ненадлежащим образом реализуются полномочия по противодействию нелегальной деятельности по перевозкам пассажиров и багажа», отмечается в документе. Зампрокурора Череповца направил представление об устранении нарушений врио начальника УМВД по региону. К моменту публикации прокуратура Вологодской области не ответила на запрос “Ъ”.
Впервые с претензиями властей BlaBlaCar столкнулся в прошлом году. Осенью суд постановил заблокировать сервис в России, но компании удалось оспорить решение. После этого правительство задумалось об урегулировании правоотношений на рынке карпулинга, на котором работают BlaBlaCar и другие сервисы. Российский рынок карпулинга активно развивается. По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в этом году он вырастет на 69,1% и составит 13,7 млрд руб.
Серые автобусные перевозчики действительно размещаются в сервисе BlaBlaCar, хотя сама французская компания борется с этим, отмечает главный аналитик РАЭК Карен Казарян. Союзы и ассоциации перевозчиков выступают против сервиса BlaBlaCar, поскольку понимают, что за моделью агрегаторов таких перевозок будущее, и допускать этого будущего они не хотят, считает он. «Реальная проблема не в том, что перевозчики берут заказы через BlaBlaCar, а в том, что нет условий для обеления перевозчиков. С другой стороны, они не очень и заинтересованы в обелении рынка»,— отмечает господин Казарян.
Дмитрий Шестоперов
По материалам: “Коммерсантъ”