Госпрограмма “Чистая вода” названа в числе приоритетных

Самый низкий процент обеспеченности населения качественной питьевой водой эксперты зафиксировали в регионах: Вологодская область – 43,6 %, Республика Бурятия – 44,1 %, Забайкальский край – 51,1 %, Ненецкий автономный округ – 51,4 %, Республика Саха (Якутия) – 59,8 %, Еврейская автономная область – 61,3 %, Курганская область – 61,8 %, Костромская область – 63,0 %, Смоленская область – 63,1 %.

Такие данные опубликованы на сайте Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Подобная статистика просто ужасает, ведь, все мы понимаем, что в действительности официальные статистические показатели намного оптимистичнее реальной ситуации.

Улучшить качество питьевого водоснабжения в стране пытаются уже давно, но, кажется, именно сейчас появилась реальная возможность, поскольку одобрена госпрограмма «Чистая вода» 2024.

Напомним, 24 сентября 2018 года состоялось заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам под председательством премьера Д.А. Медведева. На нем в рамках исполнения майского указа президента Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года были утверждены семь национальных проектов. Одним из них стал нацпроект «Экология». В него вошли федеральные программы «Чистая страна», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие биологического туризма», «Сохранение лесов».

6 декабря на сайте Министерства строительства и ЖКХ РФ был опубликован Паспорт федерального проекта «Чистая вода». Также были опубликованы Проекты Приказов Минстроя России об утверждении методических рекомендаций по проведению субъектами оценки состояния объектов централизованных систем водоснабжения и правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

В Паспорте проекта «Чистая вода» приводятся данные по всем субъектам РФ о доле населения в них, обеспеченного качественной питьевой водой.

Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

Субъект

Российской Федерации

На дату

31.12.2017

Планируется

к 2024

Центральный федеральный округ 86,4 % 91,4 %
Северо-Западный федеральный округ 76,7 % 85,5 %
Южный федеральный округ 87,6 % 92,5 %
Северо-Кавказский федеральный округ 87,0 % 92,5 %
Приволжский федеральный округ 90,3 % 94,0 %
Уральский федеральный округ 85,0 % 88,2 %
Сибирский федеральный округ 81,0 % 88,4 %
Дальневосточный федеральный округ 76,9 % 86,4 %

На всю программу «Чистая вода», в соответствии с его паспортом, выделяется сроком на шесть лет 404 млрд. рублей ($6 121 млрд.). Много это или мало? Если учесть стоимость одной большой (например, как в Москве или Подмосковье – в Люберцах) очистительной станции в 11-13 млрд. рублей (по ценам 2013 года – время строительства этих станций), а станции меньшего размера – условно в два раза меньше – 5-6 млрд. рублей, то с учетом повышения цен примерно на 40% будем иметь сегодня стоимость на одну большую станцию – 16,8 млрд. руб., малую – 7,7 млрд. руб. В среднем одна станция обойдется бюджету в 12,25 млрд. рублей. Получается, что мы можем построить на выделенные деньги 32 станции за пять лет, а у нас 85 регионов и в каждом не одна станция.

Но здесь не учтена стоимость прокладки трубопроводов, а их нужно заменить, со слов замминистра Андрея Чибиса, 510 тыс. километров (!!!).

В условиях ограниченного финансирования вопрос грамотного и эффективного распределения средств в рамках программы «Чистая вода», в конечном итоге, означает, будет ли от нее какой-то эффект, и удастся ли достичь задекларированные Минстроем цели. А цели, по словам советника главы Минстроя России Максима Егорова, такие:  «К 2024 году выйти на уровень обеспеченности чистой водой по населению в целом в субъектах федерации на показатель 90,9%, и повысить уровень качества воды для городского населения до 99%».

Очевидно, что только средств программы «Чистая вода» на весь объем нуждающихся в реновации очистных сооружений и водопроводных сетей не хватит. Нужны иные источники финансирования. Многие руководители Водоканалов и эксперты говорят о необходимости роста тарифов ЖКХ.

Но тарифы и так неуклонно ежегодно растут, а ситуация в сфере водоснабжения и канализации только ухудшается год от года. Износ водопроводных сетей, который в различных регионах РФ составляет до 85 %, ведет к постоянному росту процента потерь воды в процессе ее транспортировки потребителю (от 23 % до 50 % от всего объема подаваемой воды в зависимости от региона). По самым скромным подсчетам в денежном эквиваленте в 2016 году утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения по России составили 42,6 млрд. рублей.

Проблема обновления водонесущих коммуникаций должна получить статус государственно значимой задачи, иначе коллапс отрасли водоснабжения и водоотведения неизбежен. Но в рамках программы «Чистая вода» упор делается преимущественно на разработку технологий водоподготовки и строительство очистных сооружений, создана межведомственная рабочая группа по разработке и актуализации справочника перспективных технологий водоподготовки.

Но даже неспециалисту понятно, что в процессе транспортировки по изношенным или построенным из сомнительного качества труб водопроводам даже хорошо очищенная вода подвергнется вторичному загрязнению и не будет соответствовать гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Ни о какой обеспеченности населения чистой питьевой водой в данном случае говорить не приходится.

Учитывая громадную протяженность (510 тыс. километров!) трубопроводов, нуждающихся в замене, и, соответственно, капиталоемкость этого проекта, выбор материалов и технологий, которые будут использованы при реновации, должен быть в фокусе государства.

Но сегодня получается так, что производителям труб нужно госрегулирование в сфере строительства и реконструкции водонесущих коммуникаций, а Минстрою – почему-то нет…

Добросовестные производители труб заявляют о том, что отрасли остро необходимо госрегулирование и выработка единой технической политики, которая стандартизирует выбор и применение материалов и технологий, доказавших свое качество и эффективность, а также позволит избавиться от опасных контрафактных и фальсифицированных труб (сегодня до 40 % от всего объема российского рынка).

Только при условии использования в процессе реновации качественных и долговечных материалов, таких как качественный полиэтилен со сроком службы 50 лет или высокопрочный чугун (ВЧШГ), который гарантированно прослужит более 100 лет, удастся приостановить износ трубопроводной сети и добиться положительной динамики в ее обновлении.

Учитывая стратегическую значимость вопроса, необходим строгий госконтроль и единая техническая политика, выработанная Минстроем РФ как регулятором и заказчиком в сфере систем водоснабжения и водоотведения. Должны быть установлены и законодательно закреплены общеобязательные технические характеристики и требования для строительства водопроводных сетей, нормы и правила, базирующиеся на единой методике испытаний различных видов труб, регламентирующие их применение. Важно ввести обязательную сертификацию трубной продукции и производства, дабы предотвратить попадание опасных материалов в виде контрафактных и фальсифицированных труб в системы жизнеобеспечения.

Почему Минстрой упорно игнорирует эти, казалось бы, очевидно грамотные и конструктивные предложения экспертов и производителей труб для систем водоснабжения и канализации? Вопрос – без ответа…

Но если думать только об очистке воды и не обновлять распределительные сети, то «ЧИСТОЙ ВОДЫ» в кранах потребителей НИКОГДА не будет.

Олег Петров

Ранее

Эффективные инструменты маркетинга для увеличения продаж

Далее

Процесс без права на защиту

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru