Власти Москвы не слышат Рабочую группу по реновации
Баталии по поводу закона о реновации давно отгремели. Уже вовсю переселяют людей в новые дома… Но Анастасия Крючкова, член Рабочей группы по реновации при ГД РФ, решила рассказать корреспонденту “НИ”, почему москвичи, попавшие под реновацию, стали не нужны мэрии.
Поверим мэрии на слово, что 83,17% жителей хрущёвок согласны на переезд. А что с остальными «процентами», попавшими в программу, но неожиданно обнаружившими, что с реновацией «что-то не так»? Наша Рабочая группа как раз и создавалась при Госдуме для того, чтобы разбираться в буднях реновации, смотреть снизу, как работают её механизмы и взаимодействовать с московскими властями для оперативного решения возникших проблем и защиты людей, чьи интересы не совпали с интересами реновации.
За полтора года работы накопилось достаточно фактов, позволяющих утверждать, что в программе реновации действительно очень многое не так, как обещалось. О каждом случае мы сообщаем, требуем вмешательства. И… ничего по сути вопроса. Впрочем, неспособность отвечать прямо на поставленный вопрос – отличительная черта всех наших городских властей, сверху донизу. Им удобнее твердить о «83,17% согласных переехать в новые дома». Мы провели свое расследование, чтобы выяснить: а как же на самом деле ДГИ работает с оставшимися почти 17% москвичей? Заодно нам выпал шанс узнать, а как же помогает жителям Общественный штаб по контролю за реновацией (есть и такой спойлер у мэрии: назначенный «в помощь» обиженным переселенцам)?
Помните статью в «Новых известиях» (октябрь 2018) о переселении на улице Удальцова (дома 49, 51)? Мы поддерживаем связь с жителями этих домов, которые не готовы пожертвовать последней рубашкой во имя великих целей реновации. Вот как работает с ними ДГИ:
1) Не отвечает на письма неделями.
2) Присылает отписки, полные цитат из закона о реновации, не имеющих никакого отношения к постановке вопроса в изначальных обращениях.
3) Называет чёрное – белым в своих ответах.
4) Вызывает на бессмысленные совещания, на которых ещё раз (как будто никто не написал им ранее этого в различных обращениях) спросить – что же не устраивает людей в предлагаемом доме?
Вы спросите – а что делает хвалёный Общественный штаб при мэрии? Оказывается – вообще ничего, только пишет отчеты о своей якобы деятельности. Периодически, как оказалось, пытается даже отказаться принимать обращения переселяющихся граждан. Так, жительнице Удальцова, 51, которая честно привезла свое обращение в штаб, пришлось напрячься, чтобы понять, почему ее отсюда провожают. Полчаса пожилая и уже не очень здоровая женщина УГОВАРИВАЛА принять обращение в Общественный штаб.
Немного не по теме, но это тоже, кажется, важно знать всем. Общественная палата РФ, например, вообще отказывалась принимать обращения граждан. И знаете, под каким предлогом? Они «такими вопросами не занимаются». Не занимаются они проблемами граждан в части соблюдения их законных прав. Вам тоже интересно, чем они занимаются? Изучением проблем. Вот такой пердюмонокль. Изучение проблем граждан без, собственно, самих граждан. Удобно, что ж.
Мы отправляли запрос депутату ГД и руководителю нашей Рабочей группы Петру Толстому ещё в конце октября, когда первые собственники квартир в домах Удальцова, 49 и 51 возмутились предлагаемым вариантом. Возмущение их совершенно понятно. Смотрите сами и сравнивайте, почему жители не согласны:
Жилая площадь: в 5-этажке – 30,6 , предлагает ДГИ – 29,5 – 30,78. Наличие отдельной кладовки: в 5-этажке – есть, ДГИ – нет. Удалённость от метро: в 5-этажке – 3 минуты пешком, предлагает ДГИ – 20 минут пешком. Наличие парковой зоны/сквера для прогулок: в 5-этажке – под окнами, предлагает ДГИ – 20 минут пешком. Кухня: в 5-этажке – 5,5 м2, предлагает ДГИ – 7,89 м2.
Ванна (длина): в 5-этажке – 1,7 м, ДГИ – 1,5 метра.
Оставим только буквы закона. Получим вот что: элементарно предлагаемая квартира не может считаться равнозначной, поскольку количество помещений в старой и новой квартире не соответствуют друг другу – в старой квартире была кладовка, в новой – нет.
Чёткое определение этому вопросу уже дал Верховный суд РФ в деле №57-КГ18-16 от 11.09.18. Товарищи из ДГИ, вы считать умеете? Количество помещений в квартирах пересчитать сможете? Так зачем же вы повторяете эту мантру в ответах, что “квартира соответствует”, когда не соответствует, и аргументы приведены в письмах к вам? Нарушено постановление г. Москвы – «Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве» от 8 августа 2017 года N 516-ПП. Почему-то ДГИ г. Москвы считает, что, если не обращать внимания и никак не реагировать на письма москвичей, будет казаться, что все прекрасно. Это не так. И несогласные жители при таком ухудшении своих условий будут готовы идти до суда. Хотя вполне можно было до этого и не доводить в данном случае.
Наше письмо к Петру Толстому в очередной раз было перенаправлено в ДГИ г. Москвы. Никаких ответов мы не получили. Рабочая группа вынуждена заявить: Петр Олегович, этот способ защиты прав москвичей при реализации программы реновации не работает. Какие меры Вы планировали предпринимать, когда призывали нас поднимать и освещать конкретные примеры и «точечно решать вопросы»? Давно пора применить эти меры для исполнения непосредственной функции Рабочей группы – защиты прав москвичей! Потому что, пока мы терпеливо ждём ответов от шибко занятых сотрудников ДГИ, происходит вот что:
Уже в конце октября 2018 года в домах по ул. Удальцова были развешаны объявления о планируемом отключении дома от коммуникаций при неподписании предоставленного договора мены в течение 30 (!!!) дней со ссылкой на тот самый информационный центр реновации по адресу проспект Вернадского, 54. С ноября 2018 г. жители вынуждены жить в доме в условиях периодического отключения электричества, зафиксированного в обращениях жителей в Управу, на горячую линию и в Жилищник. При этом в Жилищнике района не скрывают, что делают это по заданию префектуры для «стимулирования скорейшего переезда оставшихся». Напомню: люди всё ещё ЖИВУТ в полупустом доме. И платят квартплату. Непонятно, правда, за что. И вот тут отдельно стоит отметить, как на вот этом безобразии наживаются все, кому не лень.
Ещё в октябре управа подселила в дом на Удальцова, 49 к оставшимся жителям неустановленных личностей, мотивируя это так – «а чего месту пустовать?». Вот, кстати, отдельный интересный вопрос – кто и на каких основаниях имеет право подселять в расселяющийся дом? Ведь когда оставшихся в доме несогласных эти личности банально затопили, в официальном ответе от Жилищника и управы была вообще откровенная ложь – что двери квартиры выше опечатаны! Остающимся жителям вдруг ни с того ни с сего в сентябре приходят долговые документы по квартплате. При том, что справка об отсутствии долгов по квартплате – от конца июля. Это в надежде, чтосуматохе и при ускорении, которое усиленно придаётся при переезде ДГИ, люди просто тихо оплатят несуществующие долги?
И всё это происходит с людьми только потому, что правительство Москвы вместо решения вопроса выживает жителей из их домов – («Быстрей-быстрей! Пять дней на размышление! Неделя на переезд, иначе, поедете в Некрасовку, в Новую Москву и т.д.»). Практика эта повсеместна и, с нашей точки зрения, отличается полным беззаконием. Расскажите нам, Департамент городского имущества и Департамент градостроительной политики Москвы, как это называется с вашей точки зрения? Мы категорически настаиваем на конкретных и публичных ответах отофициальных лиц:
1. Кто (должность и ФИО) отвечал за проверку дома по проспекту Вернадского, 58 и выдал заключение о соответствии квартир понятиям «равнозначности»? Какие меры и по отношению к кому приняты в связи с выявленными несоответствиями?
2. Кто (должность и ФИО) занимается прямо сейчас (ведь не может не заниматься, правда? Уже декабрь, а переселение идет с июля) проблемами с предлагаемыми квартирами оставшимся собственникам по адресам Удальцова, 49 и 51?
У Рабочей группы накопились и более глобальные вопросы, которые до сих пор либо замалчиваются, либо тонут в пустой говорильне. Например, из каких домов и когда людей будут переселять в стартовые дома? Вопрос не решён. И не может быть решён до разработки проектов кварталов. Требования по квартирографии и прочим параметрам предполагают полную картину планируемой застройки для определения порядка переселения. Проекты кварталов будут разработаны к августу 2019 года.То есть минимум до следующей осени разговоры о том, кто куда поедет, не имеют оснований.
Стартовые дома к этому времени уже будут строиться без привязки к проектам кварталов. Публичные слушания по стартовым площадкам предусмотрены и обещаны, но есть опасение, что их постараются не проводить или проводить так, чтобы о них никто не знал. Во дворах будут строиться высотки, которые потом как-то обрисуют прочими объектами новых кварталов. По замыслу чиновников, местные жители должны спокойно отнестись к стройке под окнами без информации о том, предусмотрены ли эти дома для них.
Откладывать строительство стартовых домов до принятия полноценных проектов кварталов власти не хотят, потому что торопятся ввести первые дома. С чем связана спешка – не объясняют. Пока нам говорят, что стартовые дома в любом случае имели бы такие параметры, поэтому откладывать их до принятия проектов кварталов не имеет смысла. Да, вот такое странное объяснение.
Есть и многие другие вопросы. 12 декабря с нашей точки зрения в Москве совершенно феерично прошел День Конституции. Например, жители Удальцова, домов 49 и 51, получили, мягко говоря, странные ответы от официальных лиц из ДГИ. Надо сказать, что эти ответы ярко демонстрируют все проблемы мэрии Москвы: несогласованность действий, неопределенность зон ответственности, непроработанность многих вопросов, критических для соблюдения прав москвичей, в частности, при реализации программы реновации.
Так, на претензии к предоставляемым сейчас квартирам для переселения, ДГИ посылает всех…. к ДГП! Идите в Департамент градостроительной политики и спросите у них – зачем они предоставляют нам дома, не соответствующие ни СНИПам, ни стандартам реновации. Мы тут люди маленькие, говорят в ДГИ, ничего решить не можем. Не устраивают квартиры? – говорят в ДГИ – почему? – нас не интересует вообще. А вы… Ну ждите, пока построят новые дома. Года 2-3 ждите. Сидите в полувыселенных домах и ждите… повестки в суд.
По нашим ощущениям, московские власти совершенно не заинтересованы в распространении своих планов на этом этапе реновации. В результате люди остаются в подвешенном состоянии и начинают жить слухами. А власти продолжают всячески убеждать их в том, что с обществом нужно общаться и считаться.
Мы бы очень хотели поднять все вопросы на рабочей группе, поскольку время идет, а чиновники Москвы продолжают издеваться над людьми (по-другому назвать это нельзя). Но собирают нас в Государственной Думе РФ редко и неохотно, мы портим картину реновации «ненужными» вопросами, «мелкими» придирками и бытовыми подробностями, «неуместными» для грандиозной программы переустройства Москвы. Но мы будем это делать, пока остается хотя бы один человек, который на собственной шкуре испытал, что с реновацией в столице «что-то не то».
Анастасия Крючкова
По материалам: “Новые Известия”