“Другой важной проблемой является правильный выбор материалов и технологий для реконструкции объектов систем водоснабжения”
На парламентских слушаниях Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям на тему: «Законодательное обеспечение реализации национального проекта «Экология» в Государственной Думе РФ советник главы Минстроя России Максим Егоров заявил о том, что на реализацию мероприятий по федеральному проекту «Чистая вода» запланировано финансирование в сумме 257 млрд рублей. Субъектам Российской Федерации планируется выделить 147 млрд рублей из федерального бюджета, 33 млрд рублей – средства самих регионов и 77 млрд рублей – планируемый показатель привлеченных внебюджетных источников.
Ожидается, что в срок до 1 июля 2019 Минстрой России совместно с Минприроды и Роспотребнадзором проведет анализ региональных программ, направленных на достижение целей проекта «Чистая вода». После проведенного мониторинга будет принято решение о выделении регионам федеральных средств на софинансирование в рамках реализации данной федеральной программы.
До 15 февраля 2019 года субъекты Российской федерации должны заключить с Минстроем России соглашения о предоставлении финансовой поддержки на 2019 год на реализацию мероприятий по федеральному проекту «Чистая вода».
Как заявил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, для четкого разграничения полномочий в работе, направленной на реализацию проекта, регионам необходимо оперативно определиться с исполнительным органом и закрепить ответственных за это направление.
В свою очередь, Минстрой России уже определил и представил параметры федерального проекта, лимиты на 2019-2021 гг. на предоставление финансовой субсидии, а также разработал и опубликовал на портале ведомства правила предоставления финансовой поддержки регионам и методические рекомендации по проведению оценки систем водоснабжения.
Согласно плану реализации проекта «Чистая вода», объявленному министерством, планируется «достичь обеспеченности водой надлежащего качества 99% горожан и 90,8 % всего населения страны. Речь идет о воде, которая безопасна для человека и поступает в таком виде в дом. Регионам предстоит также определить приоритеты модернизации. В случае, если вопрос по чистой воде решен в городах, то на первый план выходят мероприятия, направленные на решение проблем сельских населенных пунктов. Реализация федерального проекта планируется в 83 субъектах Российской Федерации в период до 2024 года».
Игорь Ефремов, генеральный директор ООО «Липецкая трубная компания «Свободный сокол»:
«Разумеется, факт того, что государство инициировало реализацию ФЦП «Чистая вода» и готово финансировать проекты по модернизации систем водоснабжения в нашей стране, вызывает надежду на улучшение ситуации в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства. Ни для кого не секрет, что программы по улучшению качества воды в последние годы осуществлялись за счет самих регионов и работали точечно, обычно только там, где произошла авария (стратегия «пожарной команды»).
Износ водных коммуникаций по стране чрезвычайно велик – до 85 % в разных регионах, потери при транспортировке дорогостоящей питьевой воды, а также опасных промышленных и бытовых стоков достигают практически половины от всего объема, попадающего в сети. Реновация не достигает и 1,5 % в год, а износ все более нарастает. Я, как производитель труб из высокопрочного чугуна для сектора водоснабжения и водоотведения, не понаслышке знаю о бедственном положении большинства Водоканалов в России, которые еле сводят концы с концами. Рост аварийности увеличивает издержки и заставляет подымать тарифы ЖКХ, которые, тем не менее, не покрывают убытки и не позволяют проводить полноценные восстановительные работы и строительство новых трубопроводов.
Финансовая поддержка от государства – единственная надежда, но эти субсидии чрезвычайно важно потратить эффективно, на результат, потому как другого шанса уже не будет. Прежде всего, важно верно оценить состояние систем водоснабжения. Это непросто технически, так как требуется значительный временной ресурс, специальное оборудование и квалификация оценщиков. Так на днях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» объявил о поиске подрядчика на обследование своих водопроводных сетей и сооружений и оценил стоимость услуг в 28,9 млн рублей. Это крупный и технически оснащенный водоканал, способный потратить значительные суммы на анализ своего хозяйства. Что говорить о большинстве аналогичных организаций по всей России? Опасаюсь, что оценка на местах будет осуществляться «на глаз», а отчеты по состоянию региональных водопроводных систем окажутся формальностью или будут базироваться на конъюнктуре «интересных» для местных структур проектов. Важно, чтобы региональные отчеты содержали достоверную информацию о состоянии системы водоснабжения, а реализуемые региональные программы тщательно контролировались.
Другой важной проблемой является правильный выбор материалов и технологий для реконструкции объектов систем водоснабжения. Как говорится в Паспорте ФЦП «Чистая вода», для объектов водоочистки планируется разработка и актуализация справочника перспективных технологий водоподготовки с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса. В программе упор делается именно на процесс очистки воды, хотя ее транспортировка не менее значима, ведь если вода будет подаваться по изношенным или некачественным водоводам, она подвергнется вторичному загрязнению. Ни о какой «чистой воде» для потребителей в таком случае говорить не приходится.
Отмечается, что на строительство трубопроводов должно использоваться не более 30 % от всего объема финансирования региональных программ. Такие ограниченные средства крайне важно расходовать максимально эффективно, а потому выбор, из каких материалов строить сети, оказывается решающим.
К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране отсутствует единая и всеобъемлющая система государственного регулирования в области применения материалов при строительстве и устройстве сетей водоснабжения и водоотведения. Пока нет обязательной сертификации трубной продукции и ее производства. Как результат – засилье контрафактных и фальсифицированных труб, которые отличаются непрогнозируемой высокой аварийностью и выделяют в транспортируемую воду опасные для здоровья соединения. Убежден, что сегодня необходим единый информационный ресурс аварийной статистики, содержащий достоверные и полные статистические данные о надежности и аварийности труб из различных видов материалов, а также реестр ЖКХ, содержащий мониторинговую информацию об эксплуатации трубопроводов системы водоснабжения и водоотведения из различных материалов.
Крайне нужен законодательно закрепленный технический документ, регламентирующий порядок выбора материалов при строительстве водопроводных сетей, потому как различные виды труб имеют ограничения в порядке использования и не могут применяться без учета условий территории, на которой ведется строительство трубопровода. По оценкам экспертов отрасли, в целях достижения прогресса в реновации водопроводного комплекса целесообразно применение в области трубопроводных систем только продукции с подтвержденным на практике сроком службы более 50 лет, а также гарантией качества и соответствия мировым стандартам надежности, долговечности и экологической безопасности. Таким критериям соответствуют качественные трубы из полиэтилена, способные прослужить 50 лет, или трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ), которые гарантированно прослужат больше 100 лет.
И, конечно, следовало бы повысить контроль со стороны эксплуатирующих организаций – самих Водоканалов при выборе материала для водопроводных сетей в процессе проектирования, при оценке качества монтажа и надзоре за процессом строительства (особенно на стадии подписания актов на скрытые работы) и сдачи в эксплуатацию трубопроводных сетей.
Екатерина Немчинова