На этот вопрос пытается ответить экс-замглавы ФМС России Вячеслав ПОСТАВНИН
В Берлине 15 ноября прошли международные российско-германские осенние встречи – на этот раз посвященные миграции. Состоялся откровенный и профессиональный обмен мнениями о миграционной ситуации в наших странах.
Для нас, на мой взгляд, представляет большую ценность опыт Германии в разработке и осуществлении программ переселения. Но на написание этой статьи меня подвигла несколько иная тема.
Одним из вопросов, как бы рефреном, звучащим всю конференцию, был вопрос о русском национализме. Об этом меня спрашивали и на пленарном заседании, и в ходе секционных дискуссий, и в перерывах подходили люди и искренне интересовались, что же у нас в России происходит? Действительно ли русским присущи ксенофобия и ярый национализм?
Справедливости ради отмечу, что немцы высказывали озабоченность и по поводу своего национал- социалистического «подполья», которое последнее время все больше и больше заявляет о себе. И все-таки их националистические проявления, по их глубокому и вполне искреннему убеждению, не может идти ни в какое сравнение с нашими «перегибами».
Что настораживает: в течение этого месяца эти же вопросы мне задавали и финские, и датские, и американские корреспонденты и коллеги.
Возникает вопрос – почему о нас, о русских, сложилось такое мнение?
Попробуем взглянуть на себя со стороны. Из Европы и Америки все происходящее в сфере межнациональных отношений в России видится как цепь учащающихся массовых беспорядков, перерастающих порой в погромы. Кондопога, Манежная площадь, Пугачев, Западное Бирюлево, не считая менее известных выступлений.
Последнее время межнациональные конфликты в России стали обыденным делом. Россияне конфликтуют как с мигрантами, так и россиянами различной национальности. Конфликты сопровождаются лозунгами: «Россия для русских», «Мигранты, вон из России», «Хватит кормить Кавказ».
Как оказывается все просто! Вывод напрашивается сам собой: Русская нация – ксенофобская нация. И этот обидный и явно (мы, русские это точно знаем) несправедливый ярлык навязывают нам, русским, нации, которая по своей природе является производной от огромного количества народностей, живших и живущих на территории России. Нашей нации, объединившей и защитившей народы, которым угрожало физическое истребление. Грузины, калмыки, армяне и многие другие. И как говорил Вернадский – вряд ли Украина без России смогла бы развивать свою самобытную культуру.
Русские отбивались всю свою тысячелетнюю историю от жестоких врагов. Какие жертвы понес русский народ в последней и самой страшной войне! И защищали не только себя, но и весь мир.
Русские отстаивали и укрепляли свои окраины, В результате тысячелетней деятельности у нас появилось политическое единство, беспримерное в мире.
Что характерно: русские на территории других народов с уважением относились к их культуре, зачастую перенимали какие-то их обычаи, элементы речи, одежду. И никогда не устраивали гонений.
Для сравнения: первые поселенцы в Северной Америке –американцы – практически уничтожили коренное индейское население, а выживших согнали с их земель и закрыли в резервациях.
Англичане в своих колониях вели себя как дома, устанавливая свои порядки.
И в нынешнее время норвежский Брейвик, американские стрелки, много невинных жертв, но никому не приходит в голову назвать американцев, англичан или норвежцев ксенофобской нацией.
Наоборот, американцы, пожалуй, «самая толерантная нация». Норвежцы, я был сам свидетелем в ПАСЕ во время арабской весны, предлагали принимать беженцев из Северной Африки. Более того, призывали все страны Евросоюза последовать их примеру.
В Европе пребывает в различном статусе ежегодно до 20 млн. россиян. Так почему же за русским народом пошла такая «дурная» слава? Может быть, действительно русские люди вырождаются, не смогли оправиться от страшных потерь ХХ века?
Лозунг «Россия для русских», согласно социологическим опросам, вызывает одобрение более чем у половины жителей страны. А на самом деле, если не для русских, то для кого?
Совершенно очевидно, что это своего рода протест. Мы чувствуем себя русскими, живем в государстве, которое носит имя Россия, почти все жители страны знают русский язык, так почему же политики озабочены правами меньшинств, а русского народа как такового, будто не существует? И почему в такой огромной стране, которую ценой своей пролитой крови собирали наши предки, нам, русскому большинству, жития нет?
Вот уже 20 лет весь народ России находится в каком-то хаотическом брожении. Попраны идеалы, нет веры в законы и справедливость. Русские покидают не только страны ближнего зарубежья, но и северокавказские регионы, включая и Ставропольский край. У нас появились моноэтнические республики.
Интересный разговор на тему русского национализма у меня состоялся с финским журналистом.
Русских же 80% в России, они доминирующая нация, говорил он, так чего им еще надо? А у вас, в Финляндии, есть регионы, где финнам лучше не жить, спросил я. А когда мигранты, внешние и внутренние, навязывают местному населению свои обычаи и уклад жизни, вытесняют их с рабочих мест, и порой просто угрожают их жизни? И власти оказываются не в состоянии обеспечить безопасность местного населения? Что остается русским? Выйти на улицу и попытаться разобраться с такими приезжими самостоятельно.
Вот и ответ: причины русского национализма не в русской природе, а в слабости государственных структур, прежде всего, ФМС, правоохранительных органов, местной и региональной власти.
Коррупция в миграционной сфере страшна не только сама по себе, но еще и потому что иностранец покупает себе право не считаться с местным населением. А это задевает такую чувствительную струну как национальная гордость, и такого унижения русский человек, видимо, стерпеть уже не может. А значит жив еще русский дух не сломлен, и, следовательно, Россию еще ждет великая судьба.
И правильно, что ответственность за многонациональные отношения возложены на местные органы власти. Но еще нужно дать ей необходимые права и обязательно привлечь население к выстраиванию межнациональных коммуникаций.
Пора прекратить относиться к собственному народу как к какой – то косной массе, которую надо постоянно уму-разуму учить и порядку государственному, как думают и консерваторы, и либералы.
Наш народ у заслужил уважительное к себе отношение.
Закончить хочу словами Вернадского: «Мы живем в ответственное и трудное время. С неумолимой ясностью перед мыслящими русскими людьми вскрыты язвы и болезни родной земли. Страстно и горячо, всеми фибрами души ищется выход из запутанного, серьезного положения. Этот выход может быть найден только тогда, когда в творческой государственной работе станут участвовать все живые силы страны, когда каждый русский человек сознает в себе гражданский долг, который лежит на нем в этот ответственный исторический момент».
Вячеслав ПОСТАВНИН,
Президент фонда «Миграция XXI век»
Фото: ria.ru