Российская компания в 2016 году получила от PDVSA в залог 49,9% акций Citgo в виде обеспечения по российскому кредиту в $1,5 млрд
Американский производитель стеклотары Owens-Illinois Inc. подал иск в окружной суд штата Делавер к российской госкомпании «Роснефть» и банкам-попечителям по облигационному свопу на $2,8 млрд в попытке лишить их права на находящиеся в залоге акции Citgo Petroleum Corp. Об этом сообщила 12 февраля газета Wall Street Journal.
Швейцарская «дочка» «Роснефти», Rosneft Trading, получила залоговые права на 49,9% акций Citgo в виде обеспечения по российскому кредиту в $1,5 млрд, выданному венесуэльской нефтяной госкомпании Petróleos de Venezuela S.A. (PDVSA) в 2016 году. В иске Owens-Illinois отмечается, что залог акций Citgo позволил PDVSA заработать миллиарды долларов, которые оказались недоступны законным кредиторам.
По информации агентства Bloomberg, одновременно Owens-Illinois Inc. 11 февраля подала в суд штата Делавэр иск на $500 млн к четырем компаниям, принадлежащим Венесуэле, в том числе PDVSA и Citgo, за национализацию в 2010 году двух заводов, расположенных в этой южноамериканской стране. В иске утверждается, что компании являются «альтер эго и просто инструментами самой Венесуэлы» и поэтому должны выплатить компенсацию.
Подобные требования за конфискацию имущества при президенте Уго Чавесе Каракасу предъявляют еще несколько западных компаний. В том числе канадская горнодобывающая компания Crystallex International Corp., месторождения золота которой были национализированы правительством Венесуэлы в 2011 году. В 2017 году Crystallex подала в суд штата Делавэр иски к PDVSA, PDVH и Rosneft Trading, поставив Citgo на грань принудительного аукциона. В августе 2018 года суд арестовал по этому иску американский НПЗ Citgo в Хьюстоне. В ноябре того же года стало известно, что правительство Венесуэлы достигло соглашения с компанией Crystallex International Corp. по урегулированию спора на $1,4 млрд. Тогда глава Crystallex Роберт Фунг заявил, что Каракас уже перевел часть суммы в виде $500 млн наличными и ликвидными ценными бумагами. Оставшуюся сумму Венесуэла обещала выплатить в рассрочку до начала 2021 года.
Тем не менее в декабре 2018 года Crystallex обвинила PDVSA в то, что она обратилась в суд, требуя запрета на отчуждение Citgo. И возобновила процесс конкурсной продажи этой американской «дочки» PDVSA.
Судилась с Каракасом и компания ConocoPhillips, которая объявила, что получит от Венесуэлы $2 млрд по отдельному соглашению с PDVSA.
О том, что «Роснефть» получила от государственной нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA в залог акции американской Citgo по контрактам предоплаты, стало известно в середине мая 2017 года. «Мы в рамках работы по покупке нефти в Венесуэле предоставили предоплату, получили объемы нефти, но, естественно, для гарантирования возврата попросили наших венесуэльских партнеров предоставить залог — получили Citgo», — сообщил тогда глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он заверил, что «Роснефть» не намерена получать Citgo Petroleum в управление.
Весной 2017 года группа американских сенаторов подготовила законопроект, направленный на противодействие «Роснефти» в получении контроля над какой-либо энергетической компанией в США. «Мы крайне обеспокоены тем, что «Роснефть» получает контроль над крупным американским поставщиком энергоресурсов, что может поставить под угрозу энергетическую безопасность США, повлиять на объемы нефти и цены на бензин для американских потребителей и иметь ряд серьезных последствий для национальной критической инфраструктуры», — написали сенаторы во главе с республиканцем Марко Рубио от штата Флорида и демократом Бобом Менендесом от Нью-Джерси в письме к министру финансов США Стиву Мнучину.
Хьюстонская компания Citgo является оператором трех нефтеперерабатывающих заводов — в Лейк-Чарльзе (Луизиана), Лемонте (Иллинойс) и Корпус-Кристи (Техас) — по переработке 750 000 баррелей нефти в день, что равно 5% всех нефтеперерабатывающих мощностей США. Компания владеет 48 терминалами нефтепереработки в 20 штатах США и долями в девяти нефтепроводах. С 1980-х годов Citgo принадлежит государственной нефтегазовой компании Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PdVSA).
По материалам: “Forbes”