За пару рыбин в тюрьму
На Севере давно назрела необходимость справедливого распределения квот, а главное, отмена уголовного преследования за нарушение правил рыболовства для лиц, проживающих в сельской местности
Так считает известный сибирский писатель, эксперт Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа Леонид Бабанин.
За путину 2018 года только в Березовском районе Тюменской области органами правопорядка было возбуждено более тридцати уголовных дел за нарушение правил рыболовства в отношении местных жителей, проживающих в приобских поселках. Некоторые из этих дел закончились реальными сроками. Леонид Бабанин, утверждает, что это только верхушка айсберга. Уголовных дел могло быть и триста и три тысячи. Об этом он даже написал президенту Владимиру Путину.
Сегодняшнее российское законодательство и распределение квот на вылов устроены таким хитрым образом, что не нарушать закон жителям деревень и поселков на берегу Оби невозможно. Формально рыбачить северянам, конечно, не запрещено. В разрешенный период 75-ти метровой ставной сеткой можно наловить себе на пропитание щуки или язя. Но когда дело касается так называемых малодебитных, а по-простому ценных пород рыбы, к которым относятся: тугун (сосьвинская селедка), пелядь (сырок), стерлядь, щекур, тут практически каждый сибирский рыбак ходит под статьей.
Рыболовные квоты на вылов этих пород рыб на 90% отданы промысловикам. И это, по мнению Леонида Бабанина, чудовищная несправедливость по отношению к людям, исторически живущим «от реки». Как эксперт Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа, Леонид Бабанин недавно потребовал обсуждения этой проблемы на заседании палаты. Он уверен, что на Севере давно назрела необходимость справедливого распределения квот, а главное, отмена уголовного преследования за нарушение правил рыболовства для лиц, проживающих в сельской местности.
Но, может быть, столь успешная защита ценных пород рыбы от населения оправдана? Может быть, это реальная бережливость и рачительность госструктур, направленная на сохранение и приумножение природных богатств Оби? На сохранение «живого серебра» как когда-то называли северную рыбу в газетных публикациях?
Увы! В обращении к президенту России Леонид Бабанин написал о том, что в Оби полностью исчез знаменитый на весь мир и некогда самый распространенный вид деликатесной рыбы – муксун.
У этой действительно масштабной экологической катастрофы, по мнению писателя, имеются три причины.
Первая – уничтожение традиционных мест нереста в Томской области, где из русел рек, не задумываясь о последствиях, в огромных объемах выгребали грунт.
Вторая – варварское истребление стада муксуна рыбопромышленниками во время нерестового хода. И третья причина – техногенное отравление рыбы в Низовьях Оби и в Обской губе.
Что же получается? С одной стороны – юридические лица травят в Обской губе рыбу тысячами тонн. Рыбопромышленники подчистую вычерпывают рыбу на нересте, дорожники выгребают нерестовый песок из русла. И им за это ничего! А на пойме Оби коренных жителей сажают в тюрьму за пару рыб.
Особое возмущение у северян, чье мнение сегодня выражает Л. Бабанин, вызывает замалчивание этой проблемы. И, как он считает, налицо прямой обман государства государственными же чиновниками. По его словам, Представители Нижнеобьрыбвода и Тюменского Госрыбцентра занимаются подменой понятий, называя исчезновение целого вида ценнейшей рыбы, всего-навсего, снижением численности, обусловленной естественными природными причинами. Хотя любой обской рыбак точно знает, что муксуна в реке практически не осталось.
Нарушая хрупкое экологическое равновесие Севера, промышленные структуры, в соответствии с законодательством, должны компенсировать затраты на его восстановление. И они это, действительно делают!
Объём компенсационных средств огромен, на рыборазведение тратятся миллиарды рублей, работой обеспечена целая отрасль промышленности. Как нерадостно шутят сибирские рыбаки, при таких вливаниях, муксун уже должен бы не помещаться в реке и по берегам пешком ходить. Но не в коня корм. По-прежнему нет в Оби ни обычного муксуна, ни инкубаторного. А все потому, что методика выращивания и выпуска мальков в реку просто-напросто противоречит законам природы.
В естественных условиях личинки муксуна сплавлялись на постоянное место жительства в Обскую губу весной, вместе с весенним льдом. В это время щуки и других хищников в русле реки не было. Они нерестились на заливных лугах поймы (в сорах). Сейчас все происходит с точностью до наоборот. Выращенные мальки плывут прямо в зубастые пасти. Такая методика выращивания пригодна только для водоемов стоячего типа. Обское стадо муксуна она восстановить не сможет. Из потрепанной жадной человеческой цивилизацией книги природы с корнем вырвана еще одна яркая страница.
Ответит ли кто-нибудь за сложившуюся на Тюменском Севере ситуацию пока непонятно. Но после обращения сибирского писателя Л. Бабанина к президенту, Генеральный прокурор РФ поручил прокуратурам Томской области, ХМАО – Югры и ЯНАО провести соответствующие проверки. Редакции очень бы хотелось узнать об их результатах.
Александр Тукмаков, спецкор «Новых Ведомостей»
Москва- Тюмень-Москва
Комментарий для «НВ»
Александр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству:
– Сложившаяся ситуация характерна не только для Севера и Сибири. Отсутствие государственной политики в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, помноженное на произвол и коррупцию органов Рыбоохраны Росрыболовства, породило вопиющую ситуацию на наших реках и озёрах. Вы взгляните на статистику коррупционных преступлений инспекторов Рыбоохраны, на практически еженедельные предписания прокуратуры в адрес территориальных управлений Росрыболовства и вам станет совершенно очевидно, что в отрасли творится сущий беспредел. Могу прогнозировать, что с введением в действие Закона о любительском рыболовстве ситуация будет усугубляться. К тому же меняющиеся правила рыболовства порождают массу спекуляций и возможностей для надзорного беспредела и травли рыбаков-любителей.