Монополист получил преимущество от Тефтелева втайне от гордумы
Участники рынка бегут за контрактами в города Южного Урала.
В Челябинской области вновь делят рынок социального общественного питания. Поставщики продуктов и услуг ищут возможности получить контракты в небольших городах, указывая, что рынок регионального центра практически полностью монополизирован «Уральским комбинатом питания», который депутаты и масс-медиа считают аффилированным с экс-главой Челябинска Евгением Тефтелевым. При этом со стороны родителей школьников поступают жалобы на качество еды и цены учрежденного муниципалитетом общества, руководство которого считает бюджетные дотации недостаточными для организации хорошего питания. Сама фирма тем временем под жаркие споры об увеличении бюджетного финансирования незаметно для думы Челябинска проводит реорганизацию и увеличивает уставный капитал с 381 тысячи до 47 млн рублей. По мнению юристов, изменения позволят получить монополисту преимущества на конкурсах, а прибыль организации будет в итоге разделена между акционерами. И закулисными интересантами.
Компании сферы организации общественного питания из Челябинска ищут контракты в малых городах региона. Так, в частности, ООО «Мирослава» и ООО «Детское общественное питание» заключают договоры на организацию школьного питания в Озерске, где местные власти решили передать эту деятельность от МУП «Комбинат школьного питания» в частные руки.
В отношении муниципального предприятия со стороны УФНС подан иск о банкротстве в связи с долгом в 2 млн рублей, но в администрации города заявляют о намерении финансового оздоровления актива. Так, находившийся в простое его кондитерский цех возобновил работу. Тем не менее, возвращать МУПу централизованное обеспечение питанием школьников не намерены, объясняя позицию жалобами населения на низкое качество услуг.
Обеспечение общепита в 16 школах Озерска передано без конкурсов частникам. Так, контракт 10 школ получило челябинское ООО «Детское общественное питание». Зарегистрированное в Копейске ООО «Мирослава», по его данным, будет обслуживать 2 школы, остальные учебные заведения в ЗАТО – местные предприниматели.
Заключение договоров, предположительно, без конкурсов, но с одобрения местной думы в администрации объясняют личным выбором директоров школ. Впрочем, сами поставщики услуг заявляют о том, что переговоры об обслуживании велись с управлением образования Озерска, руководство которого и приняло конечное решение о прямом распределении контрактов.
В частных беседах представители рынка общепита указывают, что Озерск в целом не представляет особого интереса из-за малых объемов, однако обратить внимание на муниципалитет их заставила фактическая невозможность работать в Челябинске, где большую часть рынка контролирует АО «Уральский комбинат питания».
«Нас фактически выдавливают из города. Договоры с конкурсами и без конкурсов заключаются с КСП (АО «Уральский комбинат питания» образован при реорганизации АО «Комбинат социального питания г. Челябинска». – Прим. ред.), который связан, думаем, с бывшим главой Тефтелевым», – поделился на условиях анонимности один из участников рынка.
Аналогичным мнением делятся и источники издания в депкорпусе, указывая, что возглавляет компанию бывший руководитель КУИЗО Игорь Воловой. Жители при этом качеством услуг «Уральского комбината питания» далеко не всегда довольны.
«Буквально позавчера ребенок пришел из школы №30 и слег с болью в желудке. Потом оказалось, что такие симптомы у половины класса. И все это замалчивается, никакой реакции нет», – делится с изданием собственным суждением один из родителей учеников.
В «Уральском комбинате питания» «Правде УрФО» сообщили, что официальных жалоб на качество услуг в школе №30 им не поступало.
В городской думе не видят оснований для претензий к поставщику. В целом приход на рынок учрежденного муниципалитетом крупного игрока был связан с необходимостью регулирования после кризиса 2014-2015 годов, когда ряд компаний школьного общепита, получив контракты, ушли в банкротство, не оплатив поставки продуктов. По словам депутата гордумы Челябинска Александра Галкина, сейчас на комбинат приходится порядка 75% городского рынка школьного питания.
Отметим, по данным системы «Контур.Фокус», выручка компании за 2017 год составила 902,7млн рублей и приросла к предыдущему периоду на 27%.
Остальные 25% рынка Челябинска делят другие предприятия. При этом опрошенные изданием депутаты оказались не в курсе реорганизации АО «Комбинат социального питания» в АО «Уральский комбинат питания» с увеличением уставного капитала организации с 381 тыс. рублей до 47 млн рублей. Соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в январе 2019 года. Анализируя ситуацию, юристы указывают на возможность появления конкурентных преимуществ у компании в ходе проведенных изменений.
«Увеличение уставного капитала компании, как правило, производится под определенные проекты, где есть требования к его размеру. На моей памяти, из экзотических способов уставной капитал увеличивали за счет газонокосилок и машинок для резки кровельного железа. В данном же случае уставный капитал могли увеличить за счет имущества, которое может иметь высокую оценку: недвижимость. Бывают случаи увеличения уставного капитала за счет кредитных средств. В дальнейшем это преимущество могут использовать под конкурсы и аукционы, где есть требование к уставному капиталу», – считает адвокат Иван Кадочников.
Вопросы к обеспечению социального питания в Челябинской области и региональном центре уже задавали представители Федерального собрания.
«Вопросы социального питания – это колоссальный объем ресурсов для любого муниципалитета. В целом же я не скажу, что централизация это плохо. Она выгоднее, чтобы обеспечить нормативы социального питания, получать более выгодные цены при закупках. Но мое глубокое убеждение, что это должно быть МУП с прозрачной системой закупок. Так, например, сделано в Вологде. Там создан централизованный склад с лабораторией, и система закупок, позволяющая участвовать местным производителям, где на одну позицию больше чем на 30% заявляться нельзя. У них экономия получилась 30 млн по году. В целом по России этот рынок оценивается в 900 млн. При этом треть его непрозрачна. Собственно на питание в школах и детсадах приходится примерно 2/3 от всего рынка соцпитания», – рассказала сенатор Совфеда РФ Ирина Гехт.
Что касается Челябинской области, то по данным «Агро-логистического союза», рынок социального питания оценивается в 5,9 млрд рублей, из которых на сырьевые затраты приходится 3,4 млрд рублей, 0,8 млрд – составляют расходы на логистику, 1,7 млрд – неучтенные затраты. К прочему, на бюджетное финансирование из 5,9 млрд приходится 46%, а непосредственно школьное питание в этой статистике оценивается в 676 млн рублей бюджетных средств и 204 млн – внебюджетных.
Елена Архипова
По материалам: “Правда УрФО”