“Аэрофлот” объявил войну блогерам и сотрудникам
Несмотря на меры господдержки, у крупнейшей российской авиакомпании падает прибыль. Снижается и процент занятости кресел. Заманивать пассажиров перевозчик решил пивом и вином в экономклассе.
В январе и феврале «Аэрофлот» отменил и сдвинул сотни рейсов в Шереметьево из-за плохой погоды. Авиаэксперты тогда усомнились в необходимости этого и заподозрили, что снегопады были лишь благовидным предлогом для сокращения малозагруженных рейсов и объединения их в один. Проверку по факту массовой отмены рейсов начала и транспортная прокуратура.
Глава же «Аэрофлота» в это время, судя по его Instagram, пережидал непогоду на Лазурном Берегу и проблем с перелетами не испытывал. В дни задержек рейсов Виталий Савельев отдыхал в Ницце.
Вверх кармашками
Пруды и миллионы Савельева
Меньше всех в совете директоров «Аэрофлота» получает Сергей Чемезов: 1,8 млн руб. за прошлый год. Правда, лично он присутствовал всего лишь на пяти заседаниях из 16. Видимо, собственных забот (и денег) в «Ростехе» хватает. У других директоров вознаграждения посолиднее – более 10 млн руб.
Десять же членов правления «Аэрофлота», согласно последнему годовому отчету, поделили между собой 695 млн руб. Меньше, чем в «Роснефти» и «Газпроме», но тоже неплохо. К тому же у главы правления есть и подработка.
Как узнал «Собеседник», Савельев зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и заработал на госзакупках 152 млн руб.: он сдает помещение на Чистых прудах в Москве под офис Мосгорпарка.
Сам же Савельев живет у других прудов – Патриарших. Его квартира располагается в престижном ЖК «Патриарх» на Малой Бронной. Цена жилплощади – более 200 млн руб.
Не забудьте пристегнуть язык
27 февраля Пресненский райсуд столицы зарегистрировал иск главы благотворительного фонда «Нужна помощь» и блогера Мити Алешковского к «Аэрофлоту». Он требует восстановить накопленные в программе лояльности мили. Авиакомпания наказала его за оскорбление гендиректора.
«Савельев окончательно головой поехал», – написал Алешковский в Twitter и лишился «платинового» статуса. Он считает это незаконным, так как правила программы «Аэрофлот Бонус», запрещающие ее участникам негативно оценивать работников компании, противоречат конституционному праву на свободу слова.
Случай с Алешковским не единственный: «Аэрофлот» лишает привилегий и других постоянных клиентов за публичную критику своей работы. В январе была аннулирована бонусная карта блогера Александра Соколовского. Он летел из Москвы в Ниццу на самолете, который из-за неисправности приземлился в Вене. И вместо того, чтобы, как делают многие зарубежные компании, отправить за пассажирами резервный борт и доставить их до конечной точки, «Аэрофлот» решил сэкономить и вернуть людей в Москву регулярным рейсом. А потом, после многочасового ожидания, совершить вторую попытку добраться до Ниццы. На такое решение Соколовский разразился в адрес перевозчика бранью в соцсетях и поплатился накопленными бонусами.
– Я и сам регулярно критикую «Аэрофлот». Правда, корректно, и меня пока моего статуса, как Алешковского, не лишили. Но в любой момент могут. И не удивлюсь, если это произойдет, – говорит председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Вместе с тем шансы на успех в судебном разбирательстве у Алешковского невысоки, признает Янков:
– «Аэрофлот» же умный и все предусмотрел в договоре. Он вообще может в любой момент аннулировать любые привилегии. Это же публичная оферта: хочешь – принимаешь правила, не хочешь – не принимаешь. Такая политика преследования своих клиентов наносит компании репутационный вред. Чем ее объяснить, не знаю.
Скандал
Авиакомпания «Победа» всегда хладнокровно реагирует на жалобы пассажиров относительно жестких правил перевоза багажа. Их жертвой недавно стал и артист Василий Лановой с превышенным размером ручной клади.
За Ланового вступился глава СКР Александр Бастрыкин: «Жаль, что равнодушные сотрудники авиакомпании не пошли навстречу заслуженному и уважаемому человеку». И организовал проверку. «Победа» сдалась и подарила артисту бесплатные перелеты до конца года. Невиданная щедрость для лоукостера, который пытается экономить на всем и требовать плату даже за пластиковые стаканчики и регистрацию в аэропорту.
Резкая посадка
Возможно, «Аэрофлот» начал болезненно реагировать на критику на фоне десятикратного падения прибыли в 2018 году. Трудности склонны списывать на «беспрецедентный» рост цены на топливо. Правительство отказалось компенсировать рост издержек из-за подорожавшего авиакеросина, и «Аэрофлот» решил с 4 марта повысить топливный сбор. Цены на авиабилеты неминуемо вырастут.
С заполняемостью самолетов у «Аэрофлота» дела и так в последнее время шли не очень. По данным «Росавиации», в январе 2019 года на рейсах компании было занято 73,2% кресел – это на 1,8% меньше, чем годом ранее.
Но, несмотря на эти трудности, «Аэрофлот» остается ведущим российским авиаперевозчиком. Вместе с дочерними компаниями «Победа», «Россия», «Аврора» принадлежащая государству корпорация контролирует половину всего отечественного рынка.
По выручке в полтриллиона рублей ПАО «Аэрофлот» может сравниться с ведущими российскими компаниями. Заметную роль играет и на мировом рынке, а к 2025 году хочет войти в топ-5 европейских авиакомпаний по пассажиропотоку.
Правда, в отличие от западных компаний, отрекаться от чуда российского авиастроения – самолетов Sukhoi Superjet 100 – в «Аэрофлоте» не намерены. В феврале от использования лайнеров отказалась последняя компания в Европе – ирландская CityJet.
У «Аэрофлота» же в авиапарке 50 судов SSJ100. Как можно выяснить из базы арбитражных судов, доставались авиакомпании самолеты на сверхвыгодных условиях. Согласно договору, начиная с 2011 года SSJ100 стали поставлять «Аэрофлоту» в лизинг, а лизинговые платежи покрывались субсидиями авиакомпании из федерального бюджета. Таким образом государство поддерживает производителя – «Объединенную авиастроительную корпорацию», в органах управления которой сидят такие профессионалы, как экс-министр обороны Анатолий Сердюков и сын главы «Роскосмоса» Алексей Рогозин.
Субсидирует правительство и перелеты «Аэрофлотом» на Дальний Восток для граждан до 23 лет, пенсионеров, многодетных семей и инвалидов. На эти цели выделяется несколько миллиардов рублей.
Пивные миллионы
Есть для пассажиров и хорошая новость, которая вряд ли вызовет шквал критики в соцсетях. «Аэрофлот» решил вернуть бесплатные алкогольные напитки на дальних рейсах в экономклассе. Вино будет разливаться на рейсах длительностью от трех часов, а пиво – от шести.
Когда спиртное отменяли в 2018-м, связывали это с необходимостью сокращения издержек. Возможно, стоило попробовать закупаться пивом по рыночной стоимости. «Собеседник» обнаружил, что поставлялся пенный напиток для авиакомпании по завышенным ценам.
АО «Аэромар», дочернее предприятие «Аэрофлота», в обход конкурентных процедур закупало пиво «Туборг» у ООО «Евроимпорт». Одна жестяная банка емкостью 450 мл обошлась в 75 руб. Всего партия составила 124 тысячи штук. Тогда как даже в розницу в сети «Бристоль» банка «Туборга» стоит 69 рублей, а в «О`КЕЙ» ее можно приобрести и вовсе за 60,4 руб. Причем с бесплатной доставкой из Химок, где и располагается склад «Аэрофлота». Таким образом, переплата по одной только закупке пива для принадлежащей государству компании составила 1,8 млн руб.
Странных подрядчиков выбирает «Аэрофлот» и при покупке автомобилей. Служебный автомобиль Nissan для представительства в Сочи был приобретен снова у «единственного поставщика» – ООО «Модус-с». Основной владелец фирмы – Алексей Лещенко, чьи компании подозреваются в хищении сотен миллионов бюджетных рублей. В рамках уголовного дела супругу Лещенко, занимавшую пост гендиректора ГК «Модус», даже сажали в СИЗО, но после заступничества бизнес-омбудсмена Бориса Титова выпустили под обязательство о явке.
Уставшие пилоты
– Не хватает пилотов. Не хватает бортпроводников. Не хватает инженерно-технического персонала. Фонд оплаты труда увеличили – а кто получил эти деньги? Работники, которые непосредственно выполняют летную работу, готовят самолеты и обслуживают пассажиров на борту, не получили ничего, – рассказывает лидер Шереметьевского проф-союза летного состава Игорь Дельдюжов.
Этот профсоюз успешно добивается индексации зарплат в «Аэрофлоте» и требует увеличения оплаты труда вторых пилотов. По сравнению с первыми получают они значительно меньше. Но главное то, что основная часть заработной платы пилотов формируется за счет «налетов». Это толкает их на сверхурочные вопреки усталости или даже состоянию самолета, указывает Дельдюжов:
– Это может привести к катастрофе. Мы настаиваем на том, что зарплата должна быть фиксированной.
Вторые пилоты получают около 200 тыс. руб., а командиры – 400 тысяч. И это тяжелая и вредная для здоровья работа: постоянная смена часовых поясов, сбой биоритмов, сухость воздуха, вибрация, радиация, шум.
По мнению профсоюза, из-за недооцененности труда пилотов они стараются устроиться на работу в зарубежные компании. Причем не столько в европейские, сколько в азиатские. Прежде всего в Китай, который предлагает комфортные условия.
Цифра
Каждый третий (33,3%) сотрудник «Аэрофлота» – бортпроводник. Женщин в компании работает больше (51%), чем мужчин. Есть даже 31 пилотесса.
Уезжают из России не только из-за денег, говорят в профсоюзе, но еще и из-за неуважительного отношения к сотрудникам. В «Аэрофлоте» планомерно закручивают гайки: запретили перекусы в офисах, перекур, а теперь еще и пользование (на земле!) мобильными телефонами. Последнее решение и спровоцировало блогера Алешковского на скандальный твит про Савельева, обернувшийся судебным разбирательством.
Суд да дело
Зам. директора департамента производства полетов «Аэрофлота» Анатолий Якимчук в конце декабря был задержан сотрудниками ФСБ. Против него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 291 УК (дача взятки должностному лицу). По версии следствия, он заплатил за успешное прохождение врачебно-летной комиссии при наличии сердечно-сосудистого заболевания.
Ежов Сергей
По материалам: “Собеседник.ру”