Почему российский Президент три дня инспектировал оборонку?
Месяца полтора тому назад собрались мы с друзьями чаю попить в одном известном оборонном НИИ. Мне сказали, что придет один немалый чин из Администрации, товарищ Л-вский, важный из себя, хоть и в штатском, и можно будет высказать свою «кочку зрения» насчет реформы российского ВПК.
Я чай не стал, попросил кофе и завелся где-то на полчаса. Суть моих выступлений, довольно сумбурных, надо сказать, сводилась к тому, что в российской оборонке кругом 16(шестнадцать), и что нужны какие-то особые меры, какой-то нестандартный статус, чтобы исправить ситуацию. То ли комиссара с маузером приставить к директорам заводов и корпораций, то ли права финансовой подписи лишить. Любые формальные изменения юридического статуса ничего не дают и не дадут. Продолжаются и будут продолжаться откаты и прочие коррупционные гадости, вплоть до прямого слива критических технологий в вечно враждебное нам забугорье.
Народу на чаепитии было немало – инженеры, военные и ряд сопутствующих любой важной стратегической теме товарищей. Меня не поддержали: «мол про негатив мы и без тебя в курсе, все даже еще хуже, чем ты тут излагаешь. А конструктив у тебя нечетко звучит, не додумал, пей чай -кофе и иди-ка поработай и более внятно изложи, что предлагаешь – то ли ренационализацию всего ВПК, то ли отпустить всех к такой-то матери в частный сектор».
Эта гипотетическая дихотомия применительно к реформе отечественного ВПК – или Госплан или настоящая частные корпорации – материализовалась достаточно давно, еще когда под эгидой Академии наук в начале нулевых годов прошло несколько конференций по данной тематике. Но «больному человеку» российской экономики(оборонке) ничего не помогло. Просто потому, что различные злоупотребления, «излишки нехорошие», имели и имеют место при любых постсоветских формах собственности. Народ оборонный, конечно, клепает танки и ракеты, но КПД (коэффициент полезного действия) настолько мал, что тревожно как-то.
Поэтому я и не смог предложить участникам профильного чаепития никакого конструктива, кроме комиссара с маузером и лишения права финансовой подписи.
И вот – свершилось! Верховный главнокомандующий созвал всех военных и оборонных руководителей и три дня кряду снимал стружку с собравшихся. Когда доходила очередь до стружки совсекретной, прессу удаляли и стругали интимные места нашего ВПК приватно и без наркоза. В сущности, так руководил экономикой товарищ Сталин, хотя и на более высоком организационном уровне.
В комментариях российской прессы проскользнуло удивление тем, что было уделено время и внимание традиционным стратегическим родам войск – баллистическим ракетам и атомным ракетоносцам, а про ряд перспективнейших направлений вроде беспилотников даже и словечком не обмолвился никто.
Разгадка тут проста и лежит на самой поверхности. Трехдневный смотр вооруженных сил и оборонной промышленности был неприкрытым бряцанием оружием перед лицом обнаглевшего внешнего супостата, злобно скалящего зубы на братскую Украину, организующего повсеместные теракты и недружественные выступления своих мелких подручных.
В задачу входило показать нашу готовность ударить так, что мир содрогнется и Хиросима курортом покажется. Понятно, что беспилотниками такого не достигнешь. Хотя, к слову сказать, созданные американской компанией Titan Aerospace беспилотные аппараты Solara 50 и Solara 60, продемонстрированные недавно на международной выставке беспилотников, способны не только делать великолепные фотографии земной поверхности, но и на тотальную электронную разведку в реальном масштабе времени, которая даст США огромный перевес в ПРО с вытекающими последствиями.
У нас таких возможностей и таких аппаратов пока нет и неизвестно, когда будут.
Чтобы эта неизвестность поскорее рассеялась, Путин и собрал неуправляемых никем, кроме своих корпоративных интересов, директоров оборонки и военное руководство.
И тот метод, к которому они прибегнул, называется ручным управлением экономикой. Если уж Президент и Верховный главнокомандующий не нашел ничего более эффективного, чем лично направлять и подстегивать развитие отечественного ВПК, то моя невнятность на оборонном чаепитии в узком кругу «важных товарищей» понятна и простительна. В сегодняшнем российском государстве нет возможности создать такое правовое пространство, чтобы помещенные в него предприятия любой отрасли функционировали бы с высокой отдачей. Самый яркий пример этого – банковская сфера, где экономический вред от деятельности любого банка намного перевешивает экономическую пользу.
За банки государство наконец взялось, хотя и не за все сразу. А в оборонке с постепенностью очень мы запоздали, вот и приходится собирать всех вместе, три дня проверять, как летают суперракеты и слушать, что говорят супердиректора, а потом давать им полгода сроку, чтобы заткнуть все дыры и сгладить торчащие везде углы и заусенцы.
Целевой миссией трехдневного смотра боевых возможностей бывшей великой военной державы был, конечно, пуск стратегических ракет по камчатскому полигону. Ракеты успешно поразили камчатскую землю и продемонстрировали внешним супостатам, что наши закопанные в землю стратегические ужасы еще не поржавели и с нами по этой причине еще нужно считаться.
По результатам демонстрации силы следует ожидать ослабления оранжевой напряженности на Украине, прекращения поджогов в Татарстане и снижения уровня рисков при проведении сочинской олимпиады.
Мне конечно досадно, что на чаепитие теперь приглашений ждать не стоит, поскольку национальный лидер все объяснил без моего участия. Зато жить станет хоть немного поспокойнее. Глядишь и стихийное бедствие, то бишь олимпиаду эту, как-нибудь переживем. И на том спасибо.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ,
Президент Фонда реальной политики (Realpolitik)