Как учеба отразится на физическом и психическом здоровье детей
По последним замерам Общероссийского народного фронта (ОНФ), сегодняшняя нагрузка российских школьников достигла рекордных 47 часов в неделю. Взрослые россияне такого чудовищного прессинга не выдерживают: их рабочая неделя, будучи, к слову сказать, одной из самых продолжительных среди развитых стран Европы, составляет «всего» 40 часов. Но это еще не самое ужасное.
47 часов в неделю (правда, вместе с дополнительными занятиями — кружками, секциями и т.п.) — это нагрузка не старшеклассника, вышедшего на финишную прямую подготовки к ЕГЭ-11 или на худой конец ГИА-9, а учащихся младших классов, едва переступивших порог школы. Каков реальный «рабочий день» девяти-, десяти- и тем более одиннадцатиклассников — бог весть. А уж как его продолжительность сказывается на физическом и психическом здоровье этих несчастных и сколько времени оставляет им на сон, и подумать страшно. Однако еще страшнее, что все это зря, так как наша школьная программа не втискивается даже в эти безумные рамки!
Детям и при всех перегрузках не хватает времени для изучения предусмотренной образовательными стандартами программы. И потому часть занятий переносится на внеурочное время — в кружки и секции, превратившиеся благодаря ловкости рук управленцев от образования в обязательные продолжения обязательных уроков. Так что по-хорошему надо удивляться не тому, что, по недавним опросам того же ОФН, трем четвертям наших детей не нравится учиться в школе (помимо огромной нагрузки они жаловались также на нехватку полезных знаний и отсутствие увлекательных уроков), а любви к учебе, каким-то чудом сохранившейся хотя бы у 25%!
Единственный выход, считают эксперты, — разработать СанПиН, фиксирующий предельно допустимые суточные нагрузки ребенка. О необходимости разгрузить школьников говорят и в Минпросвете: к примеру, недавно замглавы ведомства Марина Ракова предложила создать каждому учащемуся личный кабинет, позволяющий выстроить «индивидуальную траекторию обучения» путем подбора индивидуального контента в зависимости от того, чем школьники интересуются в соцсетях. Казалось бы, чего лучше? Но вот беда. Лозунг «Каждому школяру — собственный индивидуальный контент» и близко не монтируется с идеей возврата к единым для всей страны образовательным стандартам и программам, активно насаждаемой нынешним министром. Да и другая ее фишка — всеобщее обучение по единым учебникам — также не соответствует предлагаемому рецепту.
Самое же страшное заключается в том, что, признавая на словах учебные перегрузки школьников, на деле министерство планирует не сокращать их, а увеличить объем школьной программы. Причем в пилотном режиме эти планы уже начали осуществляться, обещая в скором времени охватить всю школу.
Речь идет о распространении существующего ныне предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с нынешнего 4-го класса на всю среднюю ступень школы — с 5-го по 9-й классы включительно — в виде нового обязательного религиоведческого предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». При этом объем часов, выделенных на его изучение, вырастет в разы.
Данное решение, скорее всего, будет принято. А это в отношении учебных нагрузок оставляет школе лишь два пути. Либо изучение духовного с нравственным вместо каких-то других предметов — например, вместо гражданской биологии с ее сомнительным с точки зрения духовности дарвинизмом или физики с еще более сомнительными квантами. Либо увеличение «рабочего дня» ребенка до 50, 60 и т.д. часов в неделю, в зависимости от объема нового предмета. Обществу же как в том, так и в другом случае останется только сотворить молитву и заплакать о детях.
Марина Лемуткина
По материалам: “Московский комсомолец”