Спасёт ли Казанский вертолётный завод санитарная авиация
Из развёрнутого интервью Андрея Богинского изданию «БИЗНЕС Online» следует, что основная надежда на спасение Казанского вертолётного (КВЗ) у холдинга «Вертолёты России» – это заказ на санитарные вертолёты АНСАТ. «Версия» попыталась разобраться – кто в конечном итоге оплатит «спасение».
Санитары для КВЗ
Весь 2018 год, КВЗ, что называется, лихорадило. Некогда самодостаточному авиационному предприятию и гордости Татарстана в пору было вызывать санитаров. Надежды на большой индийский контракт растаяли, хотя предприятие, поверив в обещание головного холдинга и АО «Рособоронэкспорт» проделало большую и затратную работу по подготовке к его исполнению. Иных, соизмеримых заказов в ближайшей перспективе не просматривается.
Последнее время завод держался на «плаву» в основном за счёт внутреннего госзаказа (ГОЗ), но вечно производить вертолёты для силовых ведомств страны, с одинаковой интенсивностью, невозможно. Ещё в 2016 году, Владимир Путин предупреждал оборонщиков, что с 2018 года ГОЗ будет сокращаться и вызвано это объективными причинами – окончанием плана перевооружения российской армии. Президент заранее призвал предприятия ОПК использовать накопленный потенциал для производства высокотехнологической гражданской продукции.
Услышали ли Владимира Путина в вертолётном холдинге? Доподлинно неизвестно, но к рубежу 2018 года, КВЗ пришёл в тяжёлом состоянии.
Замена руководства предприятия не принесла ожидаемых результатов. Тем более, что завод возглавил бывший управляющий директор Кумертауского завода (КумАПП), которое, как известно, находится в настоящий момент ещё в более худшем состоянии, чем КВЗ. Переназначение руководства спасти завод не могло, тем более, что все решения всё равно принимаются в холдинге. Исполнительные директора предприятий, по мнению людей, близких к холдингу, лишены возможности самостоятельного принятия решений. За любым пустяком они «бегут» за разрешением в АО «Вертолёты России».
Символично, но помощь КВЗ пришла как раз по линии медицины. Возвратившись в сентябре 2018 года из Геленджика, с «Гидроавиасалона-2018», Юрий Пустовгаров обрадовал вверенный ему коллектив заказом на санитарные вертолёты в количестве 104-х штук.
Сердюков, Колесов и ООО…
Как сообщало казанское издание, организаторами спасительного для КВЗ заказа были Анатолий Сердюков и Николай Колесов. Но схема реализации была построена достаточно громоздкая и КВЗ в этой схеме был явно не «центровым». Среди подписавших контракт была фирма ООО «Авиакапитал-Сервис», которая должна была закупать вертолёты и передавать их Национальной службе санитарной авиации (НССА) в лизинг. Таким образом, из построенной схемы следует, что все финансовые потоки по схеме должны идти через некое Общество с ограниченной ответственностью. При этом, если брать всю программу на 104 вертолёта АНСАТ, то деньги должны быть немалые. Так кто же стоит за ООО «Авиакапитал-Сервис»?
По данным единого госреестра юридических лиц, эта компания создана ГК «РОСТЕХ» и ВСМПО-АВИСМА. То есть, получается, что полностью контролируется Сергеем Чемезовым. Зачем было городить эту сложную схему, если логичнее было бы пустить средства через ГК «РОСТЕХ» и построить схему без лишних звеньев. Но, видимо, в этой «кривизне» зашиты чьи-то интересы. По информации с сайта госзакупок, эта компания заключила контракт на поставку 10-ти АНСАТов на сумму 2365163200 рублей.
Казанское издание также сообщает, что после объявления этой программы началась внутривидовая борьба между двумя холдингами РОСТЕХа. Николай Колесов хотел сделать головным исполнителем АО «Рычаг», что судя по всему, позволило бы ему забрать максимум средств у КВЗ и полностью контролировать производственную программу. В этом случае КВЗ имело бы второстепенную роль в программе и неизвестно, насколько эта программа была бы спасительной для КВЗ. Но, как сообщает то же издание, атака Колесова на КВЗ была отбита, хотя и с трудом.
Этот пример показывает, что на самом деле холдинги РОСТЕХа, которые позиционируют себя как государственные, в основе своей являются чем-то вроде «кормушек» разных групп лиц, и поэтому между ними нередко происходят стычки за более комфортное место у бюджетного «корыта».
За чей счёт банкетик?
Ещё в октябре 2016 года российский премьер Дмитрий Медведев утвердил программу санитарной авиации для 34 регионов страны, по которой выделялось 10 млрд. из федерального бюджета. Могли ли эти деньги спасти АО «Вертолёты России», когда по состоянию на 31.12.2013 года проверка Генпрокуратуры выявила непогашенную кредиторскую задолженность холдинга почти 196 млрд. рублей? При том с 2013 года совокупная задолженность холдинга только увеличивалась. Наверно нет. Поэтому Анатолий Сердюков придумал другую схему, якобы позволяющую улучшить качество предоставляемых услуг. Понятно, что никто не будет предлагать схему под видом «ухудшения качества», но так уж устроены российские государственные и окологосударственные структуры, что, пытаясь всё время что-то «улучшать», по итогу получается обратное.
Схема, предложенная Сердюковым, была явно не нова. Подобные схемы монополизации услуг он с успехом строил ещё в Минобороны России. Чем это закончилось – все знают.
В результате творческого подхода Анатолия Эдуардовича к проблеме санавиации, в курируемую им программу должны были влиться 35,5 млрд. рублей. То есть ожидаемое финансирование более чем в три раза превысило средства выделенные Дмитрием Медведевым для этой программы.
Откуда взялись бы эти деньги не уточняется. Но, если учесть, что ГК «РОСТЕХ» и его погрязший в долгах вертолётный холдинг сидят на бюджетной «игле», то можно предположить, что в конечном итоге, новшества Сердюкова так или иначе «облегчили» бы российский бюджет.
Но самое интересное – это трактовка возврата вложенных средств инвесторам. Похоже, что в планах Сердюкова возврат этой огромной суммы должен был пройти через продажу гражданам услуг с оплатой через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сегодня отчисления в ФОМС покрывают затраты на автомобильную «неотложку», а если она (то есть, неотложка) начнёт летать? Понятно, что затраты на такие услуги вырастут просто в геометрической прогрессии. Ведь это не только вертолёты, но и места базирования, эксплуатационные расходы, обучение и обеспечение лётного персонала и тому подобное. Готовы ли граждане всей страной, в нынешних непростых условиях, спасать вертолётный холдинг от неминуемого краха? Вот об этом, как раз Анатолий Эдуардович, и забыл поинтересоваться…
Создание санитарной авиации, несомненно, дело нужное и прогрессивное, но стоило ли его поручать Анатолию Сердюкову, хорошо известному стране своими «оборонными» инициативами?
Денег нет, что дальше?
В феврале 2019 года оказалось, что денег на программу нет. Издание «Ведомости» сообщило, со ссылкой на «знающих сотрудников РОСТЕХа», что ООО «Авиакапитал-Сервис» отказался быть лизингодателем для НССА. Таким образом, получается, что построенная Сердюковым схема дала сбой. Как сообщает издание, в настоящее время схема финансирования программы обсуждается заново.
А тем временем, неунывающий вертолётный холдинг, устами замгендиректора Игоря Чечикова 2-го апреля на встрече с журналистами торжественно объявил о завершении строительства вертолётного центра в Венесуэле. По словам Чечикова, все необходимые поставки сделаны и в настоящее время ведётся сборка и пусконаладка. Интересно, на какие средства АО «Вертолёты России» создаёт в охваченной волнениями стране вертолётный центр? Буквально месяц назад, наш главный ВТСник Дмитрий Шугаев выражал беспокойство по вопросу политической ситуации в Венесуэле, справедливо полагая, что для России есть определённый риск работы в этой стране.
Если деньги за заказ получены (что исходя из анализа внутренней ситуации в Венесуэле вызывает сомнения), то несомненно нужно заканчивать работу. А вот если нет? Что выглядит значительно правдоподобней…
То тогда возможно, АО «Вертолёты России» в очередной раз побегут в правительство просить компенсации? А если в Венесуэле начнётся реальная заварушка, то можно будет нарисовать любые затраты… кто проверит?
Из совокупности событий, происходящих с вертолётным холдингом и его предприятиями, да и не только с этим окологосударсвтенным холдингом, можно сделать общий вывод – пока у подобных нелогичных, с точки зрения здравого смысла, структур будет возможность компенсировать свои проколы за бюджетный счёт, а государство будет опосредовано финансировать подобные, построенной Сердюковым, программы, нагрузка на население страны будет год от года возрастать.
Ведь в конечном итоге, вся программа санитарной авиации РОСТЕХа выглядит, как попытка получить доступ к средствам ФОМС, которые наполняется за счёт населения страны.
Сергей Кокорин
По материалам: “Наша Версия”