Как теперь выглядят проекты реновации
Новые проекты реновации разительно отличаются от конкурсных работ столичных и международных архитектурных бюро, которые правительство Москвы рекламировало год назад. Вместо среднеэтажной застройки предлагаются 100- метровые башни самого убогого вида. Плотность населения в новых проектах увеличивается в три раза!
В Доме на Брестской поменяли картинки. На этот раз Главное управление Москомархитектуры представляет проекты кварталов в Восточном Измайлове, Люблине, Свиблове, Восточном Бирюлеве и Бутырском районе. Только очень натренированный глаз может заметить планировочные отличия этих реновируемых кварталов от тех, что были выставлены здесь неделю назад.
Та же однотипная застройка, перенасыщенная высотками, без зеленых дворов и без парковок, что и в Солнцево, Очаково-Матвеевском, Ивановском, Метрогородке, Северном Тушино и Митино. Та же серость фасадов и та же унылая геометрия урбан-блоков.
– Отличия тем не менее есть, – заявил «НИ» Михаил Гришаев, ведущий, экспертфонда «Институт экономики города».– Первый тренд- это то, что с каждым новым проектом этажность районов реновации растет. В Люблино высота отдельных зданий может достигать 22 этажей (73 метра). Это лукавое «может» не должно никого обманывать: в процессе строительства окажется, что «низкорослая» 30–67 метров «убивает» 22 этажные доминанты и квартал будет смотреться гораздо лучше, если дома подрастут вровень с ними. В Свиблово почти каждый дом имеет секцию выше 20 этажей с разрешенной высотой до 80 метров. Самое высокое здание — 26-этажка.
В Бутырском районе показали уже дом на 40 этажей и он будет возвышаться на 135 метров. Нет сомнения, что в последующих проектах сорокаэтажки уже окажутся нормой, призванной разнообразить архитектурную композицию. Жителей таких домов, выходящих за все правила пожарной охраны, землепользования и застройки, утешат тем, что они получат видовые квартиры, высоко ценящиеся на рынке недвижимости. Не буду повторять расхожую мантру – «как же так, нам обещали не выше 14 этажей». Власти давно не ориентируется на свои слова.
Я еще помню фантазии про урбан-блоки, когда выходил благостный главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и говорил, что это будет малоэтажная застройка в пять этажей квартального принципа. Все эти разговоры были в пользу бедных, как и нынешние, весьма туманные проекты – «здесь появятся современные кварталы, обеспеченные социальной и транспортной инфраструктурой, парковочными местами, с благоустроенными и безопасными дворами, зонами отдыха и спортивными площадками». Отсутствие конкретики в проектах я бы назвал вторым трендом, и туман все гуще и гуще.
Главная претензия публичных слушаний по первым шести районам была в том, что по описанию застройки невозможно представить, как изменится населенность этой территории, а следовательно невозможно понять, усилится ли инфраструктура, каким будет, допустим,соотношение квартир и парковок. Все эти «погрешности» плавно перетекли во второй тур. В том же Бутырском районе снесут 11 жилых домов площадью 46,7 тысячи квадратных метров. А что построят? Высотки площадью 180,8 тысячи квадратных метров. То есть жилья будет в 3,8 раза больше, население увеличится не менее, чем в три раза, а детский сад запланирован всего один -на 180 мест, школа одна – на 275 детей. В Свиблово снесут 14 жилых домов (65,6 тысячи квадратных метров), несколько детских садов на улице Снежной и гаражи на Ботаническом проезде, объекты инженерной инфраструктуры. Взамен построят высотные дома площадью 189,8 квадратных метра с магазинами на первых этажах, детский сад на 325 мест, пристройку к школе на 275 человек. Как это понимать? Места в детских учреждениях предусмотрены только для переселенцев по реновации? Излишки квартир будут продавать только бездетным и без права расширения семьи?
В Москормархитектуре на такое несоответствие отвечают, что плотность застройки увеличится в первую очередь за счет нежилой площади, поэтому равнозначного роста числа жителей не будет. Первые этажи планируют полностью отдать под магазины, а общедомовая территория увеличится за счет больших холлов, лестниц и подсобных помещений. Нежилая площадь вырастет и в квартирах, где обещают более просторные коридоры, ванные и кухни. Наконец, в некоторых домах будет подземная парковка, которая тоже учитывается при расчетах.В итоге по всем реновируемым районам выводится одно и тоже увеличение плотности населения – 30 %. Специалисты расценивают это как попытку ввести москвичей в заблуждение, чтобы не паниковали, не сопротивлялись и даже не спрашивали, насколько рационально строить огромные дома с пустующими площадями при явном отсутствии общеобразовательных учреждений и элементарной инфраструктуры «для жизни».
Сергей Литовкин, директор департамента жилой недвижимости Realty consulting обращает внимание, что нынешние проекты разработаны Институтом генплана Москвы и структурами Москомархитектуры.
– Что в этом плохого? На первый взгляд ничего: бюджетные организации привлечены к социальному проекту под названием «реновация», – говорит он. – Вполне бюджетненько и проектируют: в разработанных ими концепциях здания выглядят как обычные прямоугольные коробки, причем на планах некоторых районов они еще и выкрашены в серый цвет и размещены наподобие солдатской шеренги.
Все это разительно отличается от конкурсных работ столичных и международных архитектурных бюро, представленных на экспериментальных площадках в прошлом году. Напомню: реновация должна была начаться с проектов победителей конкурса, а экспериментальными эти площадки назывались потому, что на них отрабатывались основные подходы к проектированию, по которым должна развиваться вся программа.
Однако конкурс оказался бесполезен, ни один из проектов-победителей никоим образом не был использован при планировке кварталов для реновации. В Москомархитектуре заявляют, что проводить конкурс на каждую площадку очень сложно, потому что программа рассчитана «всего на 15 лет», и при таких масштабах строительства обсуждать и утверждать конкурсные проекты по каждому району попросту долго и мог бы отсрочить реализацию программы на десятилетия.
Получается, что Институт генплана Москвы и комитет архитектуры и градостроительства подключены к реновации исключительно для ее ускорения и всякие подозрения в лоббистском характере этой метаморфозы и административном выдавливании конкурентов не имеют права на существование. Однако взглянем на это с другой стороны.
Реновация – это прежде всего огромный объем заказов, а ведь большие объемы означают большие деньги. И не только из городского бюджета. Две трети строящегося жилья уйдет на продажу. Это триллионы рублей. Поликлиники, школы и физкультурные центра такого доходане приносят. Не от того ли их так мало на проектируемых территориях? И не от того ли, когда вглядываешься в будущее реновируемых районов, из головы не выходит печально известное Путилково, где нет ничего, даже нормального выезда из поселка, только высотки, высотки и высотки. Превращение Путилково в гетто пока тормозит ипотека и мечты его обитателей о том, что им всё-таки построят обещанное.В реновируемых микрорайонах не будет ипотечников. Поэтому начинать бороться за благоприятную окружающую среду надо не тогда, когда ты уже окажешься в бетонном гетто, а сейчас, когда рассматриваешь эскизы реновации и читаешь пояснительные записки со множеством неизвестных.
Для новых районов, приступающих к публичным слушаниям по проектам своих территорий совет совсем не лишний. У них те же проблемы, что и у предшественников:вместо проектной документации – веселые картинки, вместо квартирографии – заверения, что квартир будет «лишь немного больше», вместо четкого графика волнового переселения – обтекаемые заверения, что «как только, так сразу». А что, собственно, обсуждать, если официальных проектов нет? Фантазии безымянных авторов экспозиций, которые ни за что не отвечают, потому что творили без всякой документации, а как бог на душу положит?
В районе Ивановское нашлись активные граждане, проверили, насколько фантазии авторов от бога, а насколько – от непосредственного заказчика в лице мэрии и выяснили неожиданное: оказывается, заказ на проектную документацию по Ивановскому был, и он, оказывается, успешно выполнен. И все-то там есть: и график волнового переселения, и квартирография с количеством квартир (!), и даже предполагаемое увеличение плотности населения (!!!). А то что проектировщики на голубом глазу уверяли, что у них только эскизы – видать, думали, что прокатит и госзакупку никто не найдет. А вот нашли.
Как это было, рассказывает жительница района Лада Юрьева:
– С 4 по 10 апреля 2019 года в управе района Ивановское Восточного административного округа г. Москвы работала экспозиция материалов проекта планировки территории микрорайонов 40-52 в рамках программы реновации жилищного фонда в городе Москве. На экспозиции отсутствовала проектная документация в полном объеме согласно 282 – ПП от 10.04.2018г. Были представлены изображения на стендах и тексты, не обладавшие признаками документа (нет реквизитов, виз, подписей).
Аналогичная ситуация была на очном собрании участников публичных слушаний 11 апреля 2019 года. На мое устное требование к представителю “Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры” предоставить данные о квартирографии и схеме волнового переселения, указанных в 282-ПП от 10.04.2018г. в качестве обязательных документов в составе проекта планировки территории, я получила устный отказ, мотивированный тем, что запрашиваемый мной показатели не рассчитывались в рамках проекта. Однако мной была обнаружена закупка №0173200001418001268 от 19 октября 2018 года, а также контракт № 2971002595118000075 от 17 декабря 2018 года стоимостью 178, 6 млн. руб. на визуализацию основных планировочных и проектных решений с разработкой эскизного проекта застройки территории, в том числе для территории микрорайонов 40-52 района Ивановское (ВАО).
В Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Контракта, указаны требования Заказчика ГБУ г. Москвы «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» к разрабатываемой Подрядчиком контракта ООО «РТДА» документации, в частности:по «компоновке секций жилых домов» и «предложений по организации волнового переселения», требование к таблице “Технико-экономические показатели планируемых к размещению объектов капитального строительства”, в которой должны быть указаны сведения об общей площади квартир и квартирографии; планируемой численности проживающих, в том числе переселяемых из многоквартирных домов, а также по схеме волнового переселения территории проекта планировки».
Схема отображает очередность сноса и нового строительства для формирования волнового переселения, в том числе с учетом квартирографии в соответствии с разработанным набором секций. Эти и другие материалы, указанные в п/п № 10 Технического задания не были представлены на экспозиции 4-10 апреля и собрание участников публичных слушаний 11 апреля 2019 года. По словам начальника Территориальной проектно-планировочной мастерской Восточного административного округа Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры А.С. Шиншинова сведения о квартирографии и волновом переселении не представлены ввиду их отсутствия.
Тем не менее, 27 марта 2019 года был составлен Акт сдачи-приемки выполненных работ по Контракту, в котором указано, что фактически работы выполнены в полном объеме. Таким образом, г-н Шиншинов вводил в заблуждение участников слушаний как во время экспозиции проекта, так и во время собрания участников публичных слушаний. Вопрос: для какой цели? Что за этим скрывается? – В связи со вновь открывшимся обстоятельствами я обратилась в прокуратуру г.Москвы и прокуратуру ВАО с требованием осуществить проверку фактически выполненных работ по Контракту № 2971002595118000075 от 17 декабря 2018 года на соответствие Техническому заданию.. В случае выявления недостачи в содержании проектно-сметной документации и несоответствия ее Техническому заданию, привлечь к ответственности лиц, осуществлявших приемку работ по Контракту.
Еще одно требование ивановцев к прокурорам: обязать Комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы признать публичные слушания по проекту планировки территории микрорайона 40-52 района несостоявшимися ввиду отсутствия проектной документации в полном объеме.
Реакции прокуратуры пока нет, слишком мало времени прошло с момента подачи заявления. Так, может, публичные слушания и не начинать до полной ясности картины? Если, конечно жителям Восточного Измайлова, Люблино, Свиблово, и еще 90 московских районов не все равно, в каком городе они однажды проснутся и какие «черные дыры» прикрывал московские мудрецы в проектах реновируемых территорий.
Людмила Бутузова
По материалам: “Новые Известия”