Кабмин хочет прикрыть бизнес на штрафах
Правительство заинтересовалось работой частников, заключивших договоры с властями регионов и муниципалитетов на фиксацию нарушений ПДД. Теперь их бизнес по поручению вице-премьера Максима Акимова проверит Генпрокуратура РФ.
Пристальное внимание к деятельности предпринимателей, зарабатывающих на штрафах, возникло на фоне большого числа ошибочных уведомлений, которые получают российские автомобилисты. Надзорный орган проверит, устанавливаются ли частные комплексы фотофиксации нарушений в законном порядке с соблюдением всех норм, и если нет, то дозор таких «гаишников» будет окончен, пишут «Известия».
Привлечение частных структур к фиксации нарушений правил дорожного движения было обусловлено вполне благой целью — снижением аварийности. Однако, в Федерации автовладельцев России недоумевают по поводу методики установки камер частниками, которые размещают их не в местах повышенной опасности возникновения ДТП, не на нерегулируемых перекрестках и зебрах, а там, где водители грешат превышением скорости – это пустынные перегоны, выезды из населенного пункта, места у временных дорожных знаков, будто бы забытых дорожниками. Есть у ФАРовцев претензии и к адекватности показаний частной аппаратуры.
Правозащитники организации регулярно инспектируют трассы, где работают такие камеры. Врейдах нередко находятся подтверждения тому, что устанавливаются фоторадарные комплексы вразрез с нормами и стандартами. К примеру, в Иваново одна система фотофиксации стояла на бетонных блоках, а не на треноге, другая — просто на земле, что нарушает все нормы, предписанные инструкцией, вплоть до того, что аппаратурой могут управлять лишь сотрудники ДПС, а не гражданские на частные номерах, как это было в ивановском случае.
Кроме того, по словам вице-президента ФАР Дмитрия Клевцова, движимые жаждой наживы псевдоинспекторы прибегают к трюкам, которые влекут за собой ошибки в работе фоторадаров и необоснованные штрафы для автомобилистов. Комплексы устанавливают под лобовыми стеклами машин, на бамперах, на кирпичах и ящиках.
Несколько лет назад по Краснодарскому краю прокатился громкий скандал, когда сотням водителей пришли непонятные штрафы за якобы лихачество на дорогах. В некоторых случаях люди пошли в суд и выиграли дела.
Согласно ГОСТу (57145-2016), комплексы должны размещаться камеры в 3 м от магистрали, им не должны препятствовать столбы, деревья и другие предметы. Возле камер должны быть установлены предупреждающие таблички 8.23 и соответствующие дорожные знаки. Если у дороги две и более полосы в одном направлении, то знаки следует разместить по обе стороны проезжей части. Несоблюдение стандартов дает основания для отмены решения о штрафе, поэтому автоэксперт Сергей Ифанов советует снять на телефон, как была установлена камера -по правилам или нет, чтобы потом иметь возможность оспорить претензии.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков отмечает, что в ряде регионов ситуация складывается просто абсурдная и комичная, когда в роли частных «гаишников» выступают продавцы овощей. Комплексы для фиксации нарушений стоят прямо возле их передвижных лотков на дорожных обочинах. Люди, которые «стоят на страже безопасности» не имеют никакого отношения к госвласти. Когда день завершается, они просто сдают флеш-карту с записанными нарушениями, вот только с данными на этом носителе можно сделать что угодно – даже оштрафовать того, кто не нарушил, или, наоборот, удалить информацию о нарушении, потому что нарушитель «свой человек».
Впервые привлекать негосударственные структуры к фиксации нарушений ПДД начали в Подмосковье три года назад. Другие области моментально переняли опыт, потенциальные доходы от штрафов учитываются при формировании бюджета субъектов РФ, но это никак не улучшает ситуацию с количеством дорожно-транспортных происшествий, уверен Ифанов.
Эксперт напоминает, что первоочередной задачей, которая стоит перед камерами фотовидеофиксации, является профилактика нарушений правил дорожного движения, а не наполнение региональной казны или карманов отдельных лиц, имеющих отношение к данной деятельности. Камеры нужно размещать на аварийноопасных участках, статистика по которым есть у ГИБДД, поэтому и контролировать работу комплексов должны правоохранители, а не представители сомнительных фирм, сидящие в засаде, резюмирует Сергей Ифанов.
Михаил Петров
По материалам: “Новый Взгляд”