О чём глава «Транснефти» Николай Токарев не доложил главе государства
Чрезвычайное происшествие на нефтепроводе «Дружба» было предсказуемым. Устаревшие ГОСТы, диверсанты и расхитители – «Транснефть» судорожно ищет обстоятельства, объясняющие этот провал. Вывод напрашивается сам: государственная трубопроводная система, за которую отвечает эта компания, никак не застрахована от новых вливаний некондиционной нефти. Похоже, что господин Токарев поплатится за это своей должностью.
Отставка руководителя трубопроводной монополии кажется делом решённым. Росимущество якобы подготовило соответствующую директиву. В ближайшее дни Минэкономразвития может внести её в правительство. Об этом в понедельник вечером сообщил один из анонимных Телеграмм-каналов со ссылкой на свои источники в Администрации президента. Так ли это на самом деле, мы скоро увидим. Сообщение выглядит правдоподобным. У руководства страны, по всей видимости, накопилось много вопросов к руководителю «Транснефти». Происшествие на нефтепроводе «Дружба» могло стать последней каплей.
Постоянные разливы нефти, в том числе из-за незаконных врезок в трубопроводы, превратились при Николае Токареве в вечную проблему. Решить её не помогло даже создание «Транснефтью» собственной ведомственной охраны, которая, по сути является частной армией с огнестрельным оружием и спецсредствами. Охрана появилась в 2013 году, но за пять последующих лет незаконных врезок стало в полтора раза больше. Руководство компании наверняка оценивает ущерб от этих действий – и для экологии, и для экономики, – но найти данную информацию в открытом доступе невозможно. Оценки независимых экспертов шокируют: только прямые потери нефтяников в сырье могут составлять от 180 до 800 млн долларов ежегодно!
На фоне всего этого компания под руководством Токарева справила пышное новоселье. Сегодня её головной офис расположен в башне «Эволюция» – одном из небоскрёбов комплекса «Москва-Сити». По некоторым оценкам, переезд туда мог обойтись государственной компании в 300 млн долларов. Кто-то может сказать, что это приемлемые расходы для такой крупной организации. Но почему тогда «Транснефть» не может выделить несколько миллионов рублей (не долларов!) на приведение в порядок воинских мемориалов в Новороссийске? Об этой вопиющей ситуации написали недавно наши коллеги. Они отметили, что «Транснефть» контролирует Новороссийский морской торговый порт, чистая прибыль которого превышает 20 млрд рублей в год (в три раза больше городского бюджета). При этом руководство НМТП, по всей видимости, воспринимает свои социальные обязательства как лишнюю мороку.
Неужели на фоне всего этого происшествие на нефтепроводе «Дружба» вызывает у кого-то удивление? Впрочем, причины этой позорной аварии стоит рассмотреть подробно. Журналисты издания «Нефть и капитал» опросили экспертов и пришли к выводу, что что ни одна из озвученных официальных версий о причинах попадания в магистральные нефтепроводы 5 млн тонн загрязненного сырья попросту не выдерживает критики. Повторение такой «диверсии» может случиться в любой момент.
«Случайные» 5 млн тонн
Как выяснилось, «Транснефть» в ежедневном режиме отслеживает основные параметры нефти на всех узлах приёма. Сотрудники компании проверяют плотность сырья, содержание в нём серы и сероводорода, механических примесей и воды. Однако на хлорорганику сырьё проверяется всего раз в 10 дней – такой норматив установлен Государственным стандартом РФ «Нефть» в 2002 году. Очевидно, что этот норматив давно следовало пересмотреть, но компания под руководством Николая Токарева, похоже, не предпринимала для этого никаких усилий. Да и при старом ГОСТе компания могла по собственной инициативе проводить более частые проверки на хлорорганику. Удивительно, что ЧП подобного масштаба случилось лишь сейчас.
Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в разговоре с «НиК» отметил, что первопричина сложившейся ситуации могла возникнуть во время создания трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Тогда из-за большого перерасхода средств на строительство государственная «Транснефть» допустила частный капитал не только к созданию инфраструктуры – дорог, поселений, медицины, школ – но и к системе приёма и контроля качества нефти.
Ещё один собеседник издания указал на то, что частные перевалочные узлы действуют сейчас по всей государственной трубопроводной системе. Всего их около 150. Однако, подчеркнул эксперт, на каждом из этих узлов действует подконтрольная «Транснефти» система мониторинга количества и качества принимаемого сырья. Как «частники» могли залить грязную нефть в государственную трубу?
Таинственные вредители. Или известные?
«Ситуация с загрязнением нефти выглядит странно и загадочно. Из официальных источников идет информация, что была какая-то система хищений. Большое количество загрязненной нефти, которая попала в систему „Транснефти“, связывают с тем, что организованная преступная группа пыталась заместить ту нефть, которую она украла. Выглядит эта версия достаточно странно», — добавил Рустам Танкаев.
Выглядит она, как типичная попытка госкомпании снять с себя ответственность за ЧП. Повторим: в экспортную трубу попало 5 миллионов (!) тонн некондиционного сырья – объём годовой добычи на вполне приличном месторождении. Это какие же должны быть масштабы «хищений», чтобы для их сокрытия кто-то решил провести подобную операцию?
Вброшенное в соцсети предположение о том, что загрязнённая нефть попала в трубу через узел в селе Николаевка Самарской области, выглядит попросту смешным. Единовременно испортить нефть в таком огромном объеме могла только крупная компания, которая предположительно работает в одном из регионов Поволжья.
Один из источников «НиК» предположил, что терминал, через который в государственную трубопроводную систему попала некачественная нефть, вовсе не частный. Это мог быть узел «Лопатино», который является одним из крупнейших на нефтепроводе «Дружба» и расположен всё в той же Самарской области. Пропускная способность этого узла позволяет работать с большими объёмами сырья. Это напрямую противоречит информации о вине «частников», предоставленной Николаем Токаревым президенту.
Может на самом деле всё было гораздо проще? Может некомпетентные сотрудники «Транснефти» сами залили в трубу дихлорэтан, которым чистят трубы и ёмкости для хранения нефти, а потом «что-то пошло не так» и руководству компании пришлось нести всю эту чушь о «сознательной диверсии» и начинать «расследование»?
Выглядит всё это как в старом советском анекдоте про некого прокурора, который сказал: «главное в процессе расследования – не выйти на самого себя». Не пора ли прекратить эти детские игры в государственной компании, которая монопольно владеет гигантской системой нефтепроводов?
Алексей Привалов
По материалам: “Наша Версия”