Екатеринбургский синдром

Конфликт в уральской столице стал конфликтом власти в широком смысле

Говорят, что в капле воды можно разглядеть целый мир. Руководствуясь подобной методикой, в громких событиях в Екатеринбурге («НВ» писал об этом в прошлом номере. — Ред.) можно разглядеть и синдромы, и диагноз, и главных пациентов.

Екатерининский собор был открыт в 1768 году, став центром жизни города, и снесен в 1930-м. Целью сноса власти объявили получение материалов для строительства жилых домов. Не вышло — раствор настолько прочно связал кирпичи церковной кладки, что они не поддались, просто крошились. Тоже символ!

Место, где стоял храм, сегодня называется площадью Труда. Чаша фонтана «Каменный цветок», часовня Святой великомученицы Екатерины, памятник основателям города В. Татищеву и В. де Геннину, административные здания…

По уму, там, на давно намоленном месте, и следовало возродить храм, такой проект был в 2010-м. Но площадь Труда уже считалась одним из самых красивых мест города, и ломать этот ансамбль не стали.

Придумали перенести храм в сквер на Октябрьской площади. С этого момента и стартует ожесточенный конфликт между мирными, конструктивными гражданами. О спонсорах проекта в Екатеринбурге говорят хорошо. Они поддерживают малоимущих, оплачивают дорогие заграничные операции для больных детей, да и не супермаркет же предложили строить! Их православных сторонников можно понять!

Но по-своему правы и те, кто не хочет лишаться прогулок в давно приглянувшемся сквере на Октябрьской. То есть в начавшемся противостоянии не было ни экстремистов, ни оппозиционеров. Тогда откуда такая ожесточенность?!

По мнению экспертов, в основе екатеринбургского синдрома — накопившееся в обществе недовольство как общей несправедливостью нынешней жизни, так и конкретными действиями региональных властей, как минимум не желающих считаться с мнением населения при принятии ключевых градостроительных решений.

«Этот протест не против храма и не за сквер, причины в том, что общество просто лишено возможности волеизъявления, влияния на определение собственной, пусть маленькой, но значимой для каждого повестки, важной для города, — утверждает политолог Валерий Соловей. — Это конфликт власти в широком смысле: если власть ничего не делает для решения проблемы, самоустраняется или оказывает жесткое давление, то она будет встречаться с противодействием».

Удивительно, что и иерархи церкви не проявили себя ни миротворцами, ни инициаторами компромисса.

«Верхушка РПЦ могла бы уже задуматься над тем, что дарить, а не что забирать, и свое антиконституционное лоббистское сверхвлияние хотя бы иногда поворачивать в пользу простых граждан, — прокомментировал конфликт протодиакон РПЦ Андрей Кураев. — А пока миру явлено мурло православия».

Светские и духовные власти сумели предложить людям только «диалоги» с ОМОНом, и в который уж раз пришлось вмешиваться президенту. «Храм должен объединять людей, а не разъединять», — заявил В. Путин, посоветовав властям провести опрос населения.

Власти тут же поумнели и остановили проект. А мэр города поспешил отмазаться, заявив, что ограда вокруг сквера и ОМОН появились, мол, когда среди протестующих разглядели неких приезжих провокаторов. Очень по-нашенски!

От редакции

Мы следим за развитием событий и в ближайших номерах планируем рассказать, к чему в итоге пришли жители Екатеринбурга и местные власти в вопросе о месте строительства собора святой Екатерины. Не пропустите!

Алексей Воробьев

“Новый вторник”

Ранее

Сказочная халтура «игры престолов»

Далее

Дина Рубина пила успокоительные

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru