Формирование правительства новый президент Украины Владимир Зеленский начал с подсказки своего патрона — Игоря Коломойского, что, похоже, не сулит Украине ничего хорошего
Уже сообщалось, что скандально известный олигарх публично принял участие в процессе перезагрузки Кабинета министров, дав Зеленскому совет по кандидатуре «правильного» министра из прежнего состава правительства. На эту роль Коломойский порекомендовал небезызвестного Арсена Авакова. Так что, похоже, нынешний глава МВД республики уже вошел в шорт-лист претендентов на министерские должности и, скорее всего, с вероятным повышением. При этом подразумевается, что под его началом по-прежнему останутся радикальные националистические вооруженные формирования.
Когда весной 2014 года регулярная армия Украины по большей части отказалась стрелять в собственный народ в донбасских степях, кровавый пастор Турчинов создал из всякого отребья добровольческие батальоны, выдал оружие уголовникам и мародерам. Благословив их на убийство сограждан, он с гордостью заявил, что лично открывал склады с оружием и подписывал приказы о его выдаче. Идею о формировании карательных батальонов подхватил Андрей Парубий (либо она вынашивалась совместно). У этого деятеля, в то время занимавшего должность главы украинского Совнацбеза, наготове были штыки так называемой самообороны майдана, прошедшие школу карательной операции 2 мая в Одессе.
Каратели начали с того, что без суда и следствия расстреливали тех, кто поддержал референдум 11 мая 2014 года в Донбассе, был замечен в антипатиях майдану или в пророссийских настроениях. Люди исчезали десятками. Кого-то потом находили в безымянных захоронениях, кто-то до сих пор числится пропавшим без вести. В Инете масса роликов о пытках жителей и ополченцев Донбасса, убийствах, грабежах, изнасилованиях и прочих бесчинствах. Видеокадры выложены так называемыми добровольцами.
Сложно сказать, кто из отрядов преуспел больше: «Шахтерск», состоящий из полнейших отморозков (переименованный позже в «Торнадо»), «Айдар», «Донбасс», «Азов» или «Правый сектор» (теперь это Украинская добровольческая армия — УДА).
Батальон «Шахтерск» численностью около 700 человек был создан в июне 2014-го. Особой жестокостью эти каратели под руководством Андрея Филоненко отличились в боях в районе Мариуполя, Марьинки, Песок. На их счету масса эпизодов незаконного похищения жителей, использование женщин и детей в качестве живого щита, надругательства над людьми. Из-за частых случаев мародерства через четыре месяца «Шахтерск» был расформирован. Часть головорезов оказалась в роте «Торнадо», которой командовал имеющий пять судимостей Руслан Онищенко. Подчиненных этот уголовник подобрал себе под стать: каждый четвертый успел не один год провести на зоне. Изверги из «Торнадо» в подвале одной из школ Лисичанска устроили пыточную камеру, где истязали и насиловали жителей города, включая несовершеннолетних и пенсионеров. Главный прокурор Украины Анатолий Матиос, имея на руках неопровержимые доказательства преступлений банды Онищенко, вынужден был публично рассказать о зверствах над пленными, которыми занимались бойцы «Торнадо».
«Мужчину в подвале школы приковали к спортивному снаряду, изнасиловали неестественным путем, после чего убили», — далеко не самое страшное из публичного выступления главного военного прокурора Украины. Бывший глава Луганской военно-гражданской администрации Геннадий Москаль обвинил бойцов «Торнадо» в убийствах, блокировании грузоперевозок по железной дороге и потребовал от украинских силовых органов разоружить роту. Киев был вынужден расформировать «Торнадо», а после судить отморозков. Но и в СИЗО они устраивали бунты. Теперь торнадовцы выступают за Зеленского и называют Порошенко врагом № 1, пролившим кровь сынов Украины. Очевидно, лелеют надежду на скорое освобождение.
В начале мая 2014-го по инициативе бывшего коменданта «Самообороны майдана» Сергея Мельничука был создан карательный батальон «Айдар». 100 добровольцев из Закарпатья, Львовской, Ивано-Франковской областей, Волыни были отобраны лично Андреем Парубием. Через Фонд оборони Країни головорезов финансировал Коломойский.
Спустя четыре месяца правоохранительные органы возбудили 32 уголовных дела против мародеров «Айдара». Затем по докладам все того же Геннадия Москаля о преступлениях айдаровцев, промышлявших угоном автомобилей, разбойными нападениями, мародерством, похищением людей, рэкетом, было возбуждено множество уголовных дел. А 2 марта 2015-го на базе добровольческого батальона «Айдар» сформирован 24-й отдельный штурмовой батальон сухопутных войск Украины. Таким образом, незаконное вооруженное формирование спрятали под крышей ВСУ, избавившись при этом от наиболее одиозных фигур. То же самое произошло со многими другими карательными подразделениями.
Под руководством человека-маски Сэмэна Сэмэнченко (афериста Константина Гришина) в Днепропетровске в середине апреля 2014 года был сформирован карательный батальон «Донбасс» (его финансировал все тот же Коломойский). Порядка 600 человек одели в униформу черного цвета и вооружили стрелковым оружием, в том числе автоматами АКС-74У и АК-74. Одним из спонсоров и бойцов батальона стал бизнесмен, майор армии США в запасе Марк Поплавски, позднее убитый в бою под Иловайском. Спустя два месяца порядка 140 карателей были уличены в мародерстве, невыполнении приказов или чрезмерной жестокости к пленным. «Донбасс» переформировали в 46-й отдельный батальон специального назначения «Донбасс — Украина» ВСУ.
Особой жестокостью в отношении местных жителей и ополченцев отличались националисты «Правого сектора». В июле-августе 2014 года в состав его добровольческого корпуса (ДУК) входили «Батальон ОУН» под командованием Николая Кохановского, Чеченский им. Шейха Мансура, 5-й (с лидером «Правого сектора» Дмитрием Ярошем) и 7-й (Хмельницкий) отдельные батальоны, тактическая группа «Беларусь» и несколько отдельных рот. В конце апреля 2015-го боевые подразделения ДУК из-за жестокого обращения с населением, грабежей и мародерства официально отведены с линии фронта, в руководстве произошел раскол. Дмитрий Ярош возглавил Украинскую добровольческую армию, которая по сей день неподконтрольна правительству в Киеве. В ее состав входят мобилизационные пункты, учебные центры и батальоны, которые делятся на боевые (принимающие непосредственное участие в военных действиях) и запасные. Два батальона постоянно воюют в Донбассе. «Настоящими бойцами будут те, кого мы отправили в зону АТО, прошедшие боевые действия и вернувшиеся назад. Они потом вступают в ряды запасного батальона. Мы должны быть уверены, что эти люди имеют боевой опыт и могут быть привлечены либо на территории Закарпатья, либо на территории всей Украины, когда поступит приказ», — заявил руководитель «Правого сектора Закарпатья» Александр Сачко. УДА существует на средства олигархов, базируется в Днепропетровской области.
«Прославились» убийствами, похищением людей, пытками и добровольцы «Азова», созданного из националистов ультраправого движения «Патриот Украины», активистов «Автомайдана» и прочих «наци» в мае 2014-го Андреем Билецким. В состав батальона вошли также ультрас футбольного клуба «Динамо», придерживающиеся неофашистских взглядов. Помощь в создании карательного подразделения численностью около 300 человек оказал народный депутат Олег Ляшко. Батальон вооружили стрелковым оружием, снайперскими винтовками, пулеметами. В мариупольском аэропорту «Азовом» был создан лагерь смерти, где пытали и убивали ополченцев ДНР, ЛНР и мирных жителей Донбасса. В «подмороженном» состоянии концлагерь действует по сей день, но каратели готовы развернуть его по полной в любой момент.
«Азовское воинство» во главе с фюрером Билецким отличилось расправами над оппонентами и «предателями» внутри собственного движения. При покровительстве министра внутренних дел Арсена Авакова карателям все сходило с рук. На что были вынуждены отреагировать даже американцы. Когда 12 июня 2015 года палата представителей США приняла поправку о запрете тренировки бойцов «Азова» и передачи им вооружений, головорезов показательно вывели с передовой. Их тогда приняла под свое крыло национальная гвардия Украины, в составе которой был сформирован спецполк «Азов». Его главные базы находятся в подконтрольной Киеву части Донецкой области, но деятельность распространена на всю незалежную, а у Билецкого теперь есть и политическая партия «Национальный корпус», которая, без сомнения, нацелена на парламент. Для радикального украинства именно карательные батальоны, сделавшие гражданскую войну в Донбассе особо жестокой, — пример «мужества нации». В честь таких головорезов переименовывают улицы, переулки, скверы.
О том, что страна все больше становится рассадником неонацизма, в последнее время в полный голос говорят в Европе, Израиле. Истинное предназначение карателей из добровольческих батальонов понимают и в незалежной — люди, не зараженные вирусом «украинства». Национальных героев из карателей не получилось — даже на пафосные прощания с теми, кто нашел погибель в Донбассе, в Киеве собирается горстка людей. А эксперты Генеральной прокуратуры Украины пришли к выводу, что постмайданные киевские власти незаконно использовали Вооруженные силы страны против населения Донбасса. В связи с вновь открывшимися обстоятельствами было установлено, что каждый солдат ВСУ, принимавший участие в конфликте, автоматически попадает под трибунал.
Валентин Талан
“Новый вторник”