Путь Александра Лебедева от «национального» банкира до мелкого хулигана
В 90-х годах революционный переход от социализма к капитализму способствовал стремительным карьерам людей, которые в советское время ничем особым не выделялись. «Завлабы» становились министрами и олигархами; бывшие фарцовщики открывали банки; криминальные авторитеты превращались в «бизнесменов» и т.д. и т.п. Сказочное было время!
Среди тех, кто воспользовался новыми возможностями, оказался и бывший представитель советской разведки в Лондоне Александр Лебедев. Пребывание на Западе позволило Лебедеву вникнуть в некоторые секреты функционирования рыночной экономики. Служа в экономическом отделе аналитического управления КГБ, Лебедев занимался изучением товарных рынков и рынков государственных долгов. Эти свои познания, полученные на службе Родине в тылу капиталистического врага, пригодились Лебедеву после развала СССР для того, чтобы самому стать капиталистом. Он «поднялся» на торговле госдолгом России. Фокус был прост – зарубежные компании не хотели ждать годами, пока правительство РФ выплатит им долги. Лебедев убеждал их продать долги с дисконтом. Ему удавалось выкупать долги у иностранцев за 10% их стоимости, а Минфин погашал фирме Лебедева эти долги из расчета 50% стоимости долга. Умение «приседать на уши» доверчивым иностранцам в сочетании с хорошими связями в правительстве позволили бывшему разведчику вступить в клуб нуворишей капиталистической России.
В 1995 году Лебедев купил у Олега Бойко «Национальный резервный банк» (НРБ). Банк Лебедева стал уполномоченным на рынке облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Ловкие спекуляции с этими бумагами и все те же связи в Минфине позволили Лебедеву сорвать очередной куш. Генеральная прокуратура даже завела уголовное дело в отношении руководства НРБ, но Лебедев профессионально заметал следы, и дело пришлось закрыть.
Успешные спекуляции способствовали быстрому обогащению бывшего разведчика. С ростом капиталов росли и амбиции. Палитра проектов Лебедева становилась все разнообразней – лизинговая компания «Ильюшин-финанс», авиакомпания «Red Wings», Национальная ипотечная компания, проекты в области сельского хозяйства и т.д. Но в какой-то момент у Лебедева началось «головокружение от успехов». Лебедев не из тех олигархов, кто любит делать деньги в тишине. Ему нравится красоваться на публике, поэтому Лебедев всегда был активен в медиа-пространстве. Он даже пытался баллотироваться на пост мэра Москвы, но состязаться с популярным тогда у москвичей Юрием Лужковым на равных у Лебедева не получилось. Неудачный поход во власть Лебедев компенсировал тем, что занялся шантажом властей через подконтрольные СМИ. Став владельцем скандальной «Новой газеты» на паях экс-президентом СССР М.Горбачевым, Лебедев активно использовал свои навыки ведения информационной войны, приобретенные за время службы в разведке. Он усилил свои позиции, приобретя английские газеты «Индепендент» и «Ивнинг стандарт». Медиа-империя Лебедева стала международной.
Но именно в момент наибольшего расцвета бизнеса у Лебедева начало, что называется, «сносить крышу», что привело олигарха на грань банкротства. Показательна оценка деградации А.Лебедева как бизнесмена и человека влиятельным журналом «Форбс»: «За 20 лет в бизнесе Лебедев лишился не только большей части активов и денег, он не сумел сохранить отношения с деловыми партнерами, своими менеджерами, госчиновниками и даже друзьями. И теперь находится по большей части в кругу врагов и недоброжелателей, а еще ему грозит тюремный срок за хулиганство. «Для меня этот человек не существует, я вычеркнул его из своей жизни», — сказал в недавнем интервью глава ВТБ Андрей Костин, бывший друг и партнер Лебедева. По словам еще одного его бывшего партнера, предпринимателя Олега Бойко, он дружил с Лебедевым, пока у того «не начались проблемы с головой».
Лебедев поссорился с влиятельными друзьями и потерял возможность делать бизнес с помощью связей – искусство, в котором он всегда был мастером. Как показала практика, он является мастером только в этом. Управлять бизнесом и конкурировать на рынке, не имея преимущества в виде «волосатой руки» в коридорах власти Лебедев попросту не умеет. Опрометчиво возомнив, что сам встал на ноги и может делать деньги, не прибегая к протекции высокопоставленных чиновников, Лебедев заложил бомбу под собственную бизнес-империю. На сегодняшний день все проекты Лебедева являются, мягко говоря, проблемными. Его «Национальный резервный банк» покинули все крупные вкладчики. После масштабного сокращения кадров и отделений в регионах банк скукожился до размеров сберкассы. Лебедев пытается продать его по завышенной цене, но желающих покупать такой бросовый актив на рынке нет.
Чем глубже провал в бизнесе Лебедева, тем больше скандалов с его участием – эта закономерность верна, как и то, что Волга впадает в Каспийское море. То Лебедев становится героем интернет-видео в стиле «ню»; то пытается выступить в защиту группы Pussy Riot; то оскорбляет женщин-депутатов «Единой России»; то организует через «Новую газету» провокацию против А.Бастрыкина; то устраивает драку в прямом эфире с бизнесменом С.Полонским. Последний эпизод стал завершающим штрихом в деле разрушения имиджа «бизнесмена-джентльмена» Лебедева. Суд приговорил его к выполнению общественных работ как рядового хулигана. Теперь ему придется мести улицы вместе с таджикскими гастарбайтерами, вместо того, чтобы щеголять на VIP-тусовках. Некогда влиятельный олигарх превратился в «звезду» бульварной прессы. Скандалы – единственное, на чем он пока еще может зарабатывать. Но публике рано или поздно все надоедает. «Мыльная опера» с Лебедевым в главной роли теряет аудиторию и утратившему популярность «актеру» скоро придется уйти на пенсию.
Андрей Купцов.