Замглавы АСВ уволился и уехал за границу из-за дела полковника ФСБ Черкалина
Как стало известно The Bell и изданию «Проект», увольнение первого замглавы Агентства по страхованию вкладов Валерия Мирошникова связано с делом полковника ФСБ Кирилла Черкалина, задержанного в апреле с 12 млрд наличными. Последнего обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Как рассказали The Bell и «Проекту» два бывших банкира, перед отзывом лицензий у банков Черкалин и Мирошников предлагали им за деньги решить будущие проблемы. «Ведомостям» знакомый Мирошникова говорил, что Мирошников, курировавший ликвидацию банков, покинул свой пост «по состоянию здоровья».
Чиновник и полковник
С момента начала «дела Черкалина» Мирошников находится за границей, рассказали The Bell и «Проекту» два банкира, знакомых с Черкалиным, и два близких к АСВ источника. Мирошникова приглашали для беседы по делу Черкалина, добавляет один из источников. Мирошников покинул страну сразу после задержания Черкалина, говорят источники «Коммерсанта».
Мирошников был лично знаком с полковником Черкалиным, рассказывают два собеседника The Bell и «Проекта», близкие к банкам, чьи лицензии были отозваны. Один из них называет Мирошникова и Черкалина «близкими друзьями» и утверждает, что в его присутствии они «обсуждали, в какие банки каких конкурсных управляющих назначить».
Оба банкира рассказывают, что в преддверии отзыва лицензий Черкалин и Мирошников предлагали им за деньги решить будущие проблемы. Еще один банкир утверждает, что к нему обращались «люди, связанные с АСВ», и требовали $200 млн в обмен на отказ от преследования руководства банка за вывод из него денег: «обещали решить проблемы с банком». Он предполагает, что это предложение было связано с Мирошниковым. По его словам, это было обычной практикой: «стандартная ставка составляет 30% от объема выведенных средств».
Источники «Коммерсанта» в силовых структурах подтверждают, что Мирошников проходит по делу Черкалина, но его процессуальный статус пока не определен. По словам источника «Коммерсанта», переписка с Мирошниковым была обнаружена в изъятом телефоне Черкалина.
После задержания Черкалина, по словам одного из источников The Bell, Мирошников сначала находился на отдыхе в Австралии с семьей, а затем переместился в Германию. Там он, по данным источника, проходил лечение, добавляет один из собеседников The Bell и «Проекта». По его собственным словам, Мирошников «лечит плечо теннисиста», утверждает другой.
Знакомый Мирошникова сказал «Ведомостям», что чиновник покинул свой пост с 22 июля «по состоянию здоровья». В АСВ причину его отставки не назвали. В агентстве Мирошников проработал более 15 лет и курировал ликвидацию банков. Его место займет Андрей Мельников, курировавший вопросы страхования вкладов.
Дело Черкалина
Полковника Кирилла Черкалина и двух его экс-коллег задержали 25 апреля 2019 года сотрудники УСБ ФСБ. Во время обысков у них обнаружили 12 млрд рублей на троих в виде наличных денег и драгоценностей — больше, чем у полковника МВД Захарченко. «Росбалт» приписывал всю астрономическую сумму одному Черкалину. Следствие подозревает, что на счетах обвиняемых может находиться примерно столько же, а издание Baza нашло у Черкалина подмосковный особняк с коллекцией квадроциклов, овальным кабинетом и золотыми кранами в ванной.
Всех троих обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере: по версии следствия, они «ввели в заблуждение» подмосковного застройщика Сергея Гляделкина и убедили его передать им долю в своей компании «Юрпромколсалтинг» стоимостью не менее 490 млн рублей. Также Черкалин обвиняется в получении взяток на $820 тысяч от человека по фамилии Назаров «за общее покровительство» в 2013–2015 годах.
До недавнего времени Черкалин возглавлял банковский отдел управления «К» — подразделение Службы экономической безопасности ФСБ, в ведении которого находятся банки, пенсионные фонды и страховые компании. Несколько лет назад к управлению «К» присоединили еще и управление «Н», которое боролось с наркотиками, контрабандой и оргпреступностью.
Пресс-служба АСВ не ответила на запрос The Bell, в ЦБ от комментариев отказались. Телефон Мирошникова был недоступен. Его преемник Мельников переадресовал вопросы The Bell и «Проекта» представителю АСВ. The Bell направил запросы в Следственный комитет и ФСБ.
Анастасия Стогней
По материалам: “The Bell”