Влиятельный вор в законе арестован в соответствии со своим статусом
Басманный суд Москвы арестовал до 12 сентября влиятельного вора в законе Олега Медведева (Шишканова), известного в криминальном мире как Шишкан. Пока ему инкриминируется недавно появившаяся в УК РФ статья «Занятие высшего положения в преступной иерархии», однако он подозревается и в причастности к похищению и убийству в 2012 году депутата Раменского района Подмосковья Татьяны Сидоровой и членов ее семьи. В суде Шишкан заявил, что не понимает, в чем его обвиняют, и просил поместить его под домашний арест.
Олега Медведева, в прошлом Шишканова, в суд доставили четверо конвоиров и столько же спецназовцев с автоматами, а ходатайствовал о его аресте старший следователь по особо важным делам при председателе СКР генерал-майор юстиции Валерий Хомицкий. Сам Шишкан был одет во все черное. Поначалу он набросил капюшон, закрываясь от фото- и телесъемки, однако позже его все-таки снял. Перед заседанием он общался со своими адвокатами, а изучая принесенные ими документы, довольно громко сказал: «В детстве Андерсена читали? Все это — для него».
После этого последовала рутинная процедура установления личности задержанного. Как выяснилось, 19 июля Медведеву исполнится 55 лет. На вопрос о семейном положении он ответил: «Имею детей» (по давней традиции вор в законе не должен регистрировать официальный брак), а затем добавил: «В брак не вступал, слово очень не нравится». После этого Шишкан сообщил, что работает «учредителем», а проживает в деревне Поповка, на улице Заозерная, правда, не смог вспомнить, в каком доме: «То ли пять, то ли шесть». «Дом 2А»,— уточнил, посмотрев документы, судья Артур Карпов. Затем подследственный заявил, что «в нашем сегодняшнем составе России» он не судим. Как уточнили стороны, судим он был еще в СССР, а освободился из колонии в 1991 году.
После этого следователь Хомицкий сообщил суду, что Шишкан отказался пройти процедуру осмотра рисунков на его теле. Татуировки, по мнению следствия, могли свидетельствовать о высоком криминальном статусе фигуранта. Затем представитель СКР предложил закрыть процесс, поскольку на нем могут приводиться личные данные о здоровье фигуранта. Следователя поддержали прокурор и защита, однако суд им в этом отказал: Артур Карпов предложил говорить о диагнозах в общих чертах. Сам Медведев на вопрос судьи о здоровье сказал, что у него имеется множество недугов.
После этого следователь сообщил, что дело в отношении вора в законе было возбуждено 12 июля этого года по недавно введенной в УК РФ ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии, до 15 лет колонии). Как следовало из материалов следствия, еще до смены фамилии фигурант в 1982 году был осужден за убийство, а в ноябре 1991-го, отбыв наказание, вышел на свободу. Шишкан, по данным правоохранителей, поддерживал связи с другими осужденными, соблюдал традиции воровской культуры. В 1992 году, по данным следствия, в московской гостинице «Измайлово» влиятельные воры в законе Махарбек Каргаев (Руслан) и Валерий Длугач (Глобус) собрались, чтобы определить место Шишкана в криминальной иерархии. В итоге он был коронован и сам стал вором в законе.
Проживая в Раменском районе, сказал следователь, Медведев координировал деятельность преступных группировок в Подмосковье, занимался вопросами раздела сфер влияния и сращивания криминальных структур с органами власти.
Также «законник», по данным следствия, взял под контроль целый ряд компаний — Раменский ГОК, ООО «Зорька», ООО «Ярмарка» и другие. При его участии, по материалам дела, совершались вымогательства, организовывались торговля оружием, проституция и угоны автомобилей. На протяжении многих лет, резюмировал следователь, Медведев занимал в криминальной иерархии высшее положение, что подтверждают и свидетели.
Обосновывая необходимость ареста подследственного, Валерий Хомицкий отметил, что, оставаясь на свободе, Медведев может продолжить заниматься преступной деятельностью, уничтожить улики или оказать давление на свидетелей.

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
Речь Олега Медведева была очень эмоциональной. Он сказал, что не понимает, в чем его обвиняют. «Моя вина только в том, что произошло, когда мне было 17 лет,— сказал он.— Тогда прервалась моя карьера. Я занимался футболом и уже готов был выступать за московское «Динамо», но так и не начал. Я не знаю, что значат слова, которыми меня называет следователь, и даже повторять их не хочу (согласно давней традиции вор в законе, публично заявивший, что не имеет этого статуса, автоматически теряет его.— “Ъ”). Говорят, что я видел китайцев, японцев (Японец, Япончик — прозвища одного из самых известных воров в законе последнего времени Вячеслава Иванькова.— “Ъ”), дедов Мазаев. Их похороны по телевизору показывали, значит, я их видел». Медведев также сообщил, что «грешен только в части женщин», поскольку их «очень любит». Он заверил суд, что офшоров не имеет и никого не грабил, а бизнесом занимался для финансирования футбольного клуба «Сатурн» (Раменское), который ранее выступал в премьер-лиге. «Повесьте мне ошейник,— предложил он суду, имея в виду так называемый электронный браслет для находящихся под домашним арестом.— Куда я убегу от детей?» Подследственный пообещал, что «прибежит к следователю по первому звонку». «Следствие ни за что хочет выписать мне билет на 15 лет»,— посетовал он. А на вопрос судьи, почему у него на дне бассейна красуется так называемая воровская звезда, Шишкан ответил, что и бассейн он арендует, и не звезда это, а «роза ветров».
Адвокат Александр Вершинин заявил суду, что все обвинения в адрес в его подзащитного — описание слухов, которые ходили в 1992 году, а один из свидетелей повторил, что говорилось в 1995-м.
По мнению защитника, все якобы имеющиеся доказательства против Медведева взяты из интернета. Он отметил, что в отношении его подзащитного проводилось 15 оперативных проверок, но ни разу по их материалам не возбуждались уголовные дела. Адвокат также указал, что материалы, которыми оперирует следствие, заимствованы из уголовных дел с разными номерами и разными датами. По мнению господина Вершинина, при задержании Олега Медведева были нарушены многие нормы УПК, в частности, оно проводилось в отсутствие адвоката.
Защита отвергла доводы следствия в пользу помещения Олега Медведева в СИЗО, заявив, что улик по делу он уничтожить не может, поскольку их нет, и также просила о домашнем аресте для подследственного.
На замечание защиты отреагировал следователь Валерий Хомицкий. Он сказал, что номера у уголовных дел, материалы из которых изучала защита, отличаются потому, что Шишкан сейчас проверяется на причастность сразу к нескольким убийствам. Отметим, что еще до судебного заседания официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что Олег Медведев (Шишканов), задержанный совместно сотрудниками ее ведомства, ГУУР МВД и ФСБ, по данным следствия, причастен к похищению и убийству в 2012 году депутата Раменского района Московской области Татьяны Сидоровой и членов ее семьи. «Также он проверяется на причастность к другим преступлениям»,— добавила она.
В итоге, взвесив доводы сторон, судья Артур Карпов удовлетворил ходатайство следствия и санкционировал заключение Олега Медведева (Шишканова) под стражу до 12 сентября. Защита будет обжаловать это решение.
Владислав Трифонов
По материалам: «Коммерсантъ»