Попытка сэкономить на программистах могла стать причиной авиакатастроф самолетов Boeing-737 Max. Об этом сообщает американская газета «Seattle Times»
Авиационный аналитик Питер Робисон недоумевает, почему компания, известная кропотливой отработкой конструкций своих самолетов допустила базовые ошибки в программном обеспечении? Инженеры Боинга признаются, что к этому привело стремление их боссов любым способом сэкономить деньги — к работе были привлечены низкооплачиваемые контрактники со стороны, и отстранены опытные инженеры.
Постепенно ведущий американский производитель самолетов и его субподрядчики стали полагаться на временный персонал, иногда из стран с неразвитой аэрокосмической промышленностью, например, из Индии. Эти сотрудники соглашались разрабатывать и тестировать программное обеспечение, получая за свой труд в несколько раз меньше, чем американские специалисты.
В офисах Боинга были выделены помещения для недавних выпускников колледжей, работавших на индийского разработчика компьютерных программ HTLTehnologies, сразу возникли проблемы с написанием компьютерных кодов, индийцы явно уступали по своей подготовке инженерам Боинга, их работу приходилось раз за разом переделывать. Взамен Боинг получил из Индии серьезные заказы на десятки миллиардов долларов. Индия заказала сотню Боингов Макс, возникала захватывающая перспектива полного вытеснения с индийского рынка Аэробуса. В обмен на заказ самолетов от «Эйр Индия» на 11 миллиардов долларов, Боинг обещал инвестировать 1,7 миллиарда в индийские компании, способствуя буму в индийском компьютерном программировании. Компания «Rockwell Collins», производящая электронику для рубки пилотов, одной из первых передала значительную долю своих площадок в Индию. В 2011 году Боинг объявил индийскую «Cyient» своим официальным поставщиком в области программной инженерии, анализа нагрузок и дизайна для моделей 787 и 747-8.
Производящие авиационное оборудование американские компании сегодня перенесли более 30% своих разработок программного обеспечения за рубеж. Инженеры в Индии работают всего за 5–10 долларов в час, тогда как в США требуется платить за аналогичный труд 40 долларов. Для американских инженеров компании наступили тяжелые времена, к страху потерять работу добавились трудности в общении с индийцами и разбором допускаемых ими ошибок.
Сейчас руководство «Боинга» уверяет, что не использовало индийцев в разработке программ маневрирования самолета, связанных с катастрофами. В свою очередь индийская компания не стала объяснять специфику своей работы при создании Боинга Макс. Между тем проверка Федеральной авиационной администрации США выявила еще более глубокие проблемы с программным обеспечением Боингов, обнаружен критический сбой в компьютерном чипе, который не справлялся с обработкой поступавшей информации. Инженеры, в течение восьми лет разрабатывавшие Макс, жалуются на давление от управленцев, требовавших ограничить изменения, которые могли повлечь за собой дополнительные затраты денег и времени. «Макс» был модернизированной версией самолета, созданного еще 50 лет назад, и требовалось свести к минимуму все изменения в нем, чтобы «выпекать» эти самолеты как пирожки на тех же самых сборочных линиях. Так кто же допустил роковые ошибки, кто и когда принял критические решения по компьютерному обеспечению?
Следствие выяснило, что во время крушений самолетов, в результате которых погибли 346 человек, система MCAS подтолкнула самолеты к неконтролируемым погружениям из-за плохих данных с одного датчика. Сигнальная лампочка, которая могла предупредить экипажи о проблеме с датчиком, была неправильно установлена в программном обеспечении для отображения полета.
Сегодня боссы компании спасают свою шкуру и клянутся, что высокое руководство не знало о происходящем. Но признания не снижают недоверия к их самолетам. Огромная автопарковка для сотрудников компании в Сиэттле забита «лучшими в мире» самолетами, от которых отказались заказчики.
Николай Иванов
“Новый вторник”