В Иркутскую область направили биоспецназ
Специалисты Минобороны завершили анализ проб воды, грунта и биоматериалов павших животных в районе наводнения.
В зону наводнения в Иркутской области для выявления возбудителей опасных болезней прибыло уникальное военное подразделение — Центр биологической защиты специального назначения Минобороны, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. С начала июня военнослужащие «биологического спецназа» круглосуточно мониторили эпидемиологическую обстановку в регионе. Как заявил «Известиям» замначальника войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ полковник Андрей Марченко, за время работы военные биологи взяли 266 проб воды, грунта и биоматериалов павших животных. По итогам диагностических исследований возбудителей заболеваний I и II групп патогенности (опасности) обнаружено не было.
По данным МЧС на 16 июля, паводок в Иркутской области затронул 107 населенных пунктов. По меньшей мере 25 человек погибли, восемь числятся пропавшими без вести, пострадали 38 тыс. жителей региона. Подтоплены и повреждены около 11 тыс. домов. За медицинской помощью обратились 4,5 тыс. человек, госпитализировны 725 из них, в том числе более 150 детей. Больше всего от стихии пострадали города Тулун и Нижнеудинск.
Работа выполнена
Во вторник специалисты Центра биологической защиты специального назначения Минобороны завершили свою работу. Курировал ее непосредственно начальник войск радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов. Как показали исследования, опасность эпидемий в регионе минимальна. Но на случай неблагоприятного развития ситуации Минобороны доставило в Иркутскую область более двух тысяч вакцин от брюшного тифа и гепатита А.
В ходе мониторинга военные биологи произвели отбор 266 проб воды, грунта и биоматериалов павших животных (в том числе воды — 133, грунта — 95, биоматериалов — 38). По итогам диагностических исследований возбудителей возбудителей I и II групп патогенности (опасности) обнаружено не было, заявил «Известиям» заместитель начальника войск РХБ защиты ВС РФ полковник Андрей Марченко.
По его словам, отбор проб осуществлялся в шести местах расположения скотомогильников в Тулунском районе. Еще 10 проб было взято на объектах централизованной системы питьевого водоснабжения «Красный Яр» в Тулуне. Кроме того, были проведены исследования проб биоматериала павших животных, отобранных специалистами ОГБУ «Станция по борьбе с болезнями животных в Тулуне и Тулунском районе».
Бойцы невидимого фронта
Центр биологической защиты специального назначения был сформирован в 2016 году. Изначально он создавался для оказания помощи населению в кризисных ситуациях и участия в ликвидации ЧС. В его структуре есть медицинские отделы, подразделения анализа и биологической разведки. Назначение центра — мониторинг биологических угроз как в мирное, так и в военное время. В этом году подразделение вошло в состав специального межведомственного управления, которое занимается расследованием случаев биотерроризма.
На вооружении центра спецназначения находятся мобильные лаборатории на базе автомобилей высокой проходимости — так называемых модульных комплексов для анализа патогенных биологических материалов и поддержки принятия решений оперативных групп Минобороны, действующих в чрезвычайных ситуациях биологического характера.
В лабораторию входят несколько машин разного типа — их необходимое количество определяется исходя из конкретной задачи. Комплекс можно перебросить самолетами военно-транспортной авиации и в считаные часы развернуть в любом регионе страны. Подразделение может работать до 60 суток, обеспечивая себя всем необходимым: связью, интернетом, горячей и холодной водой, теплом, электричеством. Входят в его состав и роботизированные системы — в частности, полевой диагностический комплекс для отбора проб «Иванушка», который может собирать пробы там, где человеку находиться опасно.
Образцы биоматериала специалисты могут исследовать на месте. Для более подробного анализа пробы отправляют в специализированные стационарную лабораторию 48 ЦНИИ МО РФ.
Предупрежден — не заражен
Сейчас предпосылок для распространения особо опасных инфекций в районе бедствия нет, рассказал «Известиям» профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Владимир Никифоров. В то же время не исключено заражение другими болезнями, так что дополнительные меры предосторожности, как и запас вакцин, будут нелишними, отметил профессор.
— Учитывая, что наводнение смыло уборные, нечистоты попали в воду. А так как с питьевой водой в первые дни были проблемы, естественно, нельзя исключать заболеваний кишечными инфекциями. К примеру, шигеллезом, ранее известным как дизентерия, — отметил эксперт.—– Не исключены также такие кишечные вирусные инфекции как ротавирус, энтеровирус, норавирус. Относительно высока вероятность заболевания гепатитом А. Он наверняка будет, потому что прививка от этого заболевания не внесена в календарь. Опасность распространения брюшного тифа минимальна — в Иркутской области таких случаев не зарегистрировано, и в целом в России его практически нет. В основном эту инфекцию завозят из зарубежных стран.
За последние два года подразделения войск РХБЗ принимали участие в ликвидации вспышек особо опасных инфекционных заболеваний — африканской чумы свиней, ящура, птичьего гриппа, бруцеллеза и других — в различных регионах России. Летом 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе был введен карантин из-за сибирской язвы. Специалисты войск РХБЗ обнаружили и уничтожили останки более 2,5 тыс. животных, погибших от опасной инфекции, и провели дезинфекцию зараженных участков на площади более 225 кв. км. Тогда сообщалось, что болезнь распространилась из «старых» почвенных очагов, растаявших из-за аномально высокой температуры.
Особый уровень
Военнослужащие ЦВО уже завершили разбор завалов в городе Тулун, сообщили «Известиям» в пресс-службе округа. Работы были начаты 5 июля. Подразделения Центрального военного округа очистили от последствий паводка 57 га: разобрали завалы, убрали мусор с улиц и подворий. По заявкам местных жителей инженеры разобрали более 40 аварийных и принесенных течением домов. Для этого использовались грейдеры, самосвалы и экскаваторы, переброшенные из соседних регионов.
— К ликвидации последствий паводка привлечено более тысячи военнослужащих. Военные очищают воду от естественных загрязнений, выпекают хлеб и организовывают его выдачу местному населению, подвозят и выдают питьевую воду, разбирают завалы и прокладывают дороги. Штаб по управлению группировкой развернут в Тулуне, — рассказали в пресс-службе ЦВО.
3 июля президент Владимир Путин подписал указ о мерах по ликвидации паводка. В документе наводнение в Иркутской области объявлено о «чрезвычайной ситуацией федерального характера», для устранения последствий которой устанавливается «особый уровень реагирования».
Алексей Козаченко, Роман Крецул, Алексей Рамм
По материалам: “Известия”