ЦСКА официально прощается с японским полузащитником Кейсуке Хондой, человеком, который несколько лет определял игру команды в центре поля
Президент «Милана» Адриано Галлиани заявил, что третьего января Хонда официально переберется в Италию в качестве свободного агента. «Хонда будет играть за «Милан» под десятым номером. Нет смысла больше секретничать по этому поводу. Все официально. Пока не знаю, сможет ли он сыграть шестого января матч против «Аталанты». Есть еще куча бумажной волокиты», — сообщил Галлиани журналистам.
Кейсуке Хонда удостоился большой чести. Десятые номера в «Милане» — знаковые. Когда-то Роналдиньо пришел в итальянский клуб и попросил свою любимую «десятку», на что ему сказали — прости, но этот номер принадлежит Кларенсу Зеедорфу. Пришлось Роналдиньо играть под восьмидесятым номером.
Кроме Зеедорфа, «десятками» итальянского клуба были Деян Савичевич, Звонимир Бобан, Руй Кошта. Что ни фамилия — легенда. И вот теперь в этом элитном клубе появился Кейсуке Хонда. Футболист, который сделал себе имя в ЦСКА, играя в «красно-синей» команде под седьмым номером.
Впервые «самурай» появился на российской земле в 2009 году. Он здорово играл за малоизвестный голландский клуб «Венло», и селекционеры ЦСКА обратили внимание на восходящую звезду.
Болельщики ЦСКА, впрочем, настороженно отнеслись к появлению в команде футболиста из Японии. Все-таки, мастера высокого уровня в Азии появляются сравнительно редко. И все же в каждом уголке мира когда-нибудь рождается свой герой.
О том, что Кейсуке отличный футболист, можно было догадаться хотя бы по роящимся вокруг него японским журналистам, которые следовали за хавбеком по пятам в России и брали у него многочисленные интервью. Тогда, впрочем, звездной болезни в нем не чувствовалось. Он сразу стал делом доказывать свою состоятельность, причем в любых турнирах, в которых принимал участие — что в чемпионате России, что в Лиге чемпионов.
Армейские болельщики поначалу тревожились за своего любимца Алана Дзагоева. До прихода Хонды именно российский хавбек был главным исполнителем штрафных ударов в команде. Но появился Кейсуке и как-то сразу стало ясно — теперь уже японец получит звание короля армейских стандартов.
Кроме того, всем стало интересно, как тренерский штаб ЦСКА будет использовать двух одноплановых футболистов, которые предпочитают играть на позиции атакующего полузащитника. Кого оттягивать в опорную зону — Дзагоева или Хонду? Поначалу в опорной зоне играл Хонда, но ему это не понравилось, и японец откровенно поговорил с тренером. Тогда футболисты стали играть в любимой зоне от случая к случаю. Иногда кого-то из них тренеры выдвигали на позицию крайнего полузащитника. На чемпионате мира в ЮАР Кейсуке вообще играл центральным нападающим, и играл, между прочим, очень хорошо. Не зря после мундиаля селекционеры «Милана» упрашивали руководство ЦСКА отпустить Хонду, предлагая за японца десять миллионов долларов. Но Евгений Гинер не хотел отпускать футболиста, который мог принести команде большую пользу.
И тогда Хонда скис. От его яркой игры не осталось и следа. Японец отбывал на поле номер, и пошли разговоры, что легионер ЦСКА потерял мотивацию и разочарован тем, что его не отпустили поиграть в элитном чемпионате. Японские журналисты по-прежнему стаями бегали за Хондой, его заметили ведущие клубы мира — и тут, видимо, у него слегка закружилась голова, появились лишние мысли.
Но Хонда, конечно, понимал, что если он снизит к себе требования, ничего хорошего из этого не выйдет — прежде всего, для него самого, потому что в таких случаях о проблемах клуба футболисты редко думают.
И тогда Хонда вернулся. Дзагоев на его фоне, конечно, выглядел не очень ярко. Все-таки, в его игре всегда было слишком много эмоций, зато Хонда оказался прагматиком до мозга костей — техничным, расчетливым футболистом, который знает, как правильно строить игру.
Если он был в ударе, то любой команде могло «влететь». Закрывают в игре? Да пожалуйста, тогда буду действовать в подыгрыше. Не дают даже этого? Не беда, забью со штрафного. С таким Хондой ЦСКА стал брать трофей за трофеем. Дело было, конечно, не только в блистательной игре японца — вся команда играла отменно, но «самурай» тем не менее вносил большую лепту в победы «красно-синих». Его первым трофеем стал Кубок России, потом он станет чемпионом страны, познает вкус больших матчей Лиги чемпионов.
К сожалению, в карьере Хонды были как взлеты, так и падения. Причем падения часто были связаны со «звездной болезнью», которой он, чего уж скрывать, болел. Это выражалось не только в средних матчах, которые он себе позволял, но и, например, в нежелании раскрываться в коллективе. Он жил в каком-то своем пространстве, в которое старался никого не впускать.
Впрочем, это был его выбор — в конце концов, таких футболистов, которые не любят тратить свое время на общение, немало. Основная же проблема заключалась в том, что Хонда не умел собраться после ярких отрезков карьеры. Так было после чемпионата мира в ЮАР-2010, так было и после Кубка Конфедераций-2013, где Хонда сыграл очень ярко и вновь оказался в поле зрения «Милана». Но ЦСКА не согласился отпускать японца летом. После этого Хонда вновь ушел в «армейскую тень», обидевшись на весь мир. Иной раз складывалось ощущение, что его вообще нет на поле.
Болельщики ЦСКА, естественно, были этим недовольны, да и тренерам «красно-синих» вряд ли было приятно видеть, как футболист, который способен на многое, играет «как придется». Впрочем, этот очередной период спада в конце концов прошел, и Хонда под конец своей карьеры в ЦСКА заметно прибавил.
Но последний матч чемпионата России японец провалил — в Краснодаре, на очень тяжелом поле, где, конечно, выкладываться не очень-то хочется. Слуцкий заменил японца на 37-й минуте, и Хонда, уходя с поля, выглядел как человек, у которого только что украли миллион долларов (видео). Он не понимал, почему Слуцкий меняет его. Не хотел понимать. И очень экспрессивно выражал свое недовольство.
Самый последний матч за ЦСКА Хонда провел на хорошем уровне. Он был заряжен на борьбу — в отличие от многих других, кто выходил на матч Лиги чемпионов против «Виктории» как на «обязаловку». И отдал классный голевой пас Ахмеду Мусе с левой ноги — так, как один только он умеет.
Хонда хотел уйти на позитивной волне, хотел показать болельщикам, что ему все-таки небезразлично, что он благодарен ЦСКА за то, что в московском клубе он сумел построить себе трамплин в Европу. Все вообще прошло бы идеально, если бы в добавленное время Кейсуке реализовал штрафной — свой последний штрафной за ЦСКА. Он мог спасти команду от вылета из еврокубков. Но не получилось. Хонда не смог исправить ошибку своего давнишнего конкурента Алана Дзагоева, заработавшего красную карточку. А ведь именно Дзагоеву теперь в отсутствие Хонды придется дирижировать армейскими атаками…
Нет, не удалось Хонде уйти красиво. Сказки не всегда случаются — жизнь слишком многогранна, чтобы штамповать красивые истории.
По материалам: “РБК”