Кого спасет еда в кредит?

Более 20 млн бедных россиян смогут вскоре воспользоваться новой формой поддержки от бизнеса и государства в виде покупки продуктов питания в долг

Вскоре в России введут или продовольственные карточки, или систему покупки еды в кредит, от разговоров чиновники и бизнес переходят к делу.

Крупнейший продовольственный ретейлер грозится запустить цифровые карты, которые позволят делать покупки в супермаркетах в кредит. Причем рассрочка будет с льготным периодом, то есть при его соблюдении вам не придется платить никаких процентов по долговым деньгам. Причина новшества проста — падающие 6-й год доходы обычных россиян.

При низких финансовых поступлениях семьи стараются экономить на всем, но если покупку товаров и услуг как-то еще можно отложить, то кушать хочется ежедневно и еду покупать просто жизненно важно. Но что делать тем, у кого крайне низкая зарплата или ее нет совсем? Только обращаться за помощью, причем уже непосредственно в магазины, торгующие продуктами питания.

На днях был проведен широкий интернет-опрос на тему «Кому не хватает денег до зарплаты». Оказалось, что более 38% россиян часто требуется около 10 тыс. рублей, чтобы благополучно закрыть разрывы в семейном бюджете.

Примерно 6,8% граждан нуждаются в дополнительных 6–8 тыс. рублей к получаемым зарплате или пособию, а 8,4% — в 5 тыс. рублей «до получки». Еще 10,2% россиян стараются найти взаймы 3–4 тыс. рублей, а 11–12% — 1–2 тыс. рублей. Понятно, что это деньги элементарно, как говорится, на прокорм.

— В России возможность покупать еду в кредит будет востребована, тем более в условиях кризиса неплатежей и задержек зарплат. По экспертным оценкам российская семья на продукты питания сегодня тратит до 46–50% бюджета, ведь цены постоянно растут и миллионы семей в РФ давно перешагнули черту острой, хронической бедности.

Недавно все возмущались феноменом чисто российской нищеты, когда работающие родители не могут купить новую пару ботинок для ребенка. Но если без ботинок жить еще как-то можно, то без молока, мяса и хлеба вряд ли, — комментирует доктор экономических наук Василий Рогачев.

Итак, на сегодня картина ясна: крупнейшая российская продовольственная торговая компания с 1,5 трлн рублей годовой выручки решила продавать продукты в кредит. И это свидетельство трезвой, горькой, но и объективной бизнес-стратегии. Ведь в условиях действующей экономической модели рост бедности в России будет только продолжаться.

Понятно, что кредитное продовольствие будут выдавать после подписания гражданином с ретейлером кредитного договора. Скорее всего, согласно документу, заемщик примет на себя какие-то обязательства в натуральном виде. Наверняка будет стоять главное условие — отовариваться только в магазинах этого ретейлера.

— В среднем человек ходит в магазин где-то 75–80 раз в год. Допустим, каждая третья покупка будет в кредит. Соответственно, это примерно 25 покупок в год. Если мы устанавливаем кредитный лимит на человека, условно говоря, в размерах 6–7 тысяч рублей в месяц, то, мне кажется, это не создаст круг необеспеченных кредитов. А если человек пришел через неделю или через две и опять просит кредит, то это уже первый тревожный сигнал. Наверняка в кредитных договорах будет оговорена возможность в одностороннем порядке прекращать отношения, если у торговой сети появятся сомнения в платежеспособности клиента, — рассказал представителям СМИ один из руководителей крупной торговой продовольственной сети.

Скептики уже сейчас говорят, что именно продукты с истекающим сроком годности попадут под категорию раздачи в виде такого продовольственного кредита. Однако контролирующим органам стоило бы проследить, чтобы в кредитные договоры был вписан пункт о невозможности такого подхода к решению проблемы.

С другой стороны, ожидаются ошибки с определением тех, кому кредитное продовольствие жизненно необходимо, — «коэффициент прибедняемости» наших граждан никто не отменял. Однако оптимисты говорят, что через 2–3 года получится и в России создать очень эффективную систему продуктовой поддержки бедных людей. Что-ж, поживем, увидим…

В России установлен экономически обоснованный показатель бедности. Речь идет о расходах домашних хозяйств на продовольственную корзину. Если расходы семьи на еду превышают 35% от общего семейного бюджета, то это признак острой бедности.

Виктор Чудинов

“Новый вторник”

Ранее

Суд начал банкротство структуры IT-компании «Техносерв», ранее принадлежавшей Ананьевым

Далее

Музыка приходит ко мне из космоса

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru