Приключения русских англичан в Китае

Что ищут и что находят наши соотечественники в Поднебесной

В Китае английский язык стал обязательным предметом на экзаменах, и родители уже с ранних лет стараются отдавать своих детей не просто в садики, а в садики с изучением английского языка.

Китайцы больше доверяют людям с европеоидной внешностью в этом деле: их привлекает то, что их детей будет обучать носитель языка, канадец или американец, один из тех, кого они видят только по телевизору.

Как в кино

Под видом претендента на должность учителя английского мы пообщались с сотрудником одного из агентств, занимающихся трудоустройством граждан России и стран СНГ в Китае.

— У нас есть работа, а есть подработка. Жилье мы предоставляем: это будет квартира, в которой живут другие такие же учителя, но у вас будет отдельная комната (личное пространство мы очень ценим). В основном это работа с детьми от 2 до 10 лет. Даже ближе к работе аниматора, чем учителя. Зарплата 1200 долларов, — рассказали нам в агентстве.

На первый взгляд, условия привлекательные. Но есть одно существенное «но». Согласно китайскому законодательству, преподавать английский язык в китайских учебных заведениях могут только носители языка, то есть жители США, Великобритании, Канады, Австралии. За нелегальное проживание и трудоустройство иностранцы могут быть депортированы с территории КНР. Им закрывается въезд в страну на срок от одного года до пяти лет с момента депортации (в случаях серьезных нарушений — до 10 лет).

За незаконную трудовую деятельность также придется заплатить штраф от 5 до 20 тыс. юаней (1 юань — 9, 27 рублей. — Ред.), при отягчающих обстоятельствах предусмотрено задержание на срок от 5 до 15 дней в дополнение к штрафу. Иностранные граждане, подозреваемые в подобном деянии, могут подвергнуться допросу со стороны китайских властей. В том случае, если допрос не внес ясности, иностранец может быть задержан для проведения расследования. Период задержания не должен превышать 30 дней, но в особых случаях — может быть продлен до 60 дней.

Используются и профилактические меры. Так, миграционные власти проверяют содержимое сотовых телефонов: видео- и фотоматериалы, электронные документы, переписки в Wechat, WhatsUp, Viber и других сетях — все это, чтобы удостовериться в том, что цели вашего въезда соответствуют категории визы.

Но у агентств по трудоустройству есть свои лазейки, вернее — свои люди в нужных местах. На вопрос «Не будет ли проблем с визой?» нам ответили:

— Работодателем выступает непосредственно наше агентство, и мы берем риски на себя. Наше агентство имеет связи в полиции (мы платим местным полицейским). Так что вам без проблем сделают регистрацию, и все будет в порядке. Приедете вы по бизнес-визе (мы высылаем вам приглашение как бизнес-партнеру). Рабочую визу получить возможно, но для этого у вас должен быть высокий уровень владения английским языком, диплом об образовании и два года практики после получения диплома. И то виза будет выдана вам как менеджеру, а не как преподавателю английского языка. Но в принципе, если рабочая виза есть, то дальше уже не будут разбираться, работаете ли вы менеджером или нет.

Осторожно — агенты!

Посредниками также могут выступать не агенты, а агентства.

Никита Сальников сначала учился на отделении журналистики, затем перевелся на музыкальный факультет, который так и не окончил. «Лишняя трата времени», — пояснил Никита. С детства он занимается английским и увлекается гейм-дизайном.

— Знакомый посоветовал попробовать себя в Китае, помог с документами и трудоустройством, — рассказал Никита. — Сначала я жил в городе Анжи. Он красив, немноголюден, посреди гор, с чистым воздухом (здесь все давно избавились от машин на бензине и пересели на электроскутеры). Сейчас я живу в Гирине и зарплата у меня 140 тысяч (в переводе на рубли). Чем дольше я тут, тем выше шанс добраться до зарплаты выше 150 000 рублей. Жилье мне оплачивают. Работаю в тренинг центре «Sesame street english», обучаю детей английскому. В центре нам разрешают разговаривать только на английском. У меня есть ассистент который переводит для детей сложные слова. Мы сами создаем сценарии и проводим детские интерактивные шоу на английском языке. Работаю в основном три часа в день, но бывает по-разному.

По словам Никиты, китайский ему особо не требуется. Английского вполне достаточно, несмотря на то, что, кроме как в тренинг-центре, на этом языке никто в городе не говорит.

— Еда тут бесконечно острая, даже обычный батончик сникерса, — делится своими впечатлениями о стране Никита. — Интернет детский: ни тебе ютуба, ни гугла с википедией. Но это обходится через VPN. К слову, Китай отгородился от остального мира, этот купол назвали Золотой Щит. Общаются китайцы через WeChat (приложение на телефоне). Оплачивают покупки через qr код, который сканируют через WeChat.

Агенты и агентства по трудоустройству в китайские детские сады и школы есть как в России, так и в Китае. И с той и с другой стороны вы не застрахованы от мошенничества. Деньги берут с вас или со школы, устраивают вас, и ваша зарплата идет через посредника (школа ему, а он вам). Но в какой-то момент агент ил агентство могут просто исчезнуть с вашими деньгами, и вы их уже не найдете.

Шумные и интересные

Анна Марченко устроилась на работу без посредников. Искала вакансии на китайских сайтах наподобие «HeadHunter» и после месяца поисков устроилась переводчиком в китайскую фирму.

— Мне всегда был интересна Азия. Я училась на факультете иностранных языков, поэтому идея уехать за границу никогда не казалась мне дикой. Еще во время учебы нам предлагали разные программы обмена, но я тогда не могла в них участвовать. Уже после выпуска решила, что хватит и переехала в Германию, а после — в Китай. Работу искала уже непосредственно на месте, — рассказывает Анна. — Привыкать было очень тяжело. Это все равно что в другой мир попасть. Я приехала с нулевым знанием языка. Сначала общалась, как придется, т.е. кто какой язык знает, на таком с ним и общалась. Со знакомыми общение на английском, а вне моего круга друзей и знакомых — на китайском. Тут два лагеря: одни уверяют, что мой китайский превосходен, и это после одной фразы: «Я не понимаю китайского языка». Второй тип людей в ответ на твои попытки что-то объяснить спрашивают: «А на каком языке она сейчас разговаривает?»

У Анны стандартный рабочий день — восемь часов и рабочая виза. Однако, по ее словам, встречаются единичные случаи, когда компании не важно, какая виза у тебя на руках. Подрабатывают студенты-иностранцы, хоть это и не законно. Также граждане некоторых стран, у которых срок действия туристической визы достаточно большой. Например, шотландцы.

О своем знакомстве со страной Анна рассказывает:

— Я человек лояльный практически ко всему, не лезу в чужую культуру со своим уставом. Но иногда китайцы просто выводят из себя. Они невероятно шумные — от этого устаешь и начинаешь задыхаться. Однажды я ехала в машине с китайцами. Нас было в салоне трое взрослых, не считая меня, и трое детей. Пока мы ехали, я чуть в обморок не упала. Мне было так плохо: уши заложило, голова разболелась, я побледнела. И знаете что? Мне сделали комплимент, сказали, что у меня невероятно красивая белая кожа. А так мне нравится общаться с ними: интересный народ. Если приехал, то надо получить максимум знаний и удовольствия от общения с другой культурой, а не считать недостатки.

Алина Махлина

“Новый вторник”

Ранее

Дружба народов

Далее

Путь Веры

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru