Главная / Общество / Как россияне не могут дождаться ремонта дорог – и делают его сами

Как россияне не могут дождаться ремонта дорог – и делают его сами

«Сейчас уже много дорог так построили»

«Я плачу налоги – где дороги?!» – под таким лозунгом 11 лет назад псковские автомобилисты провели первую акцию. Очень уж их раздражали раздолбанные тракты, которые в России именуют дорогами. С тех пор «движение» разрослось по всей стране. Туго, с огрехами, но хоть как-то воз стал сдвигаться.

«Собеседник» разбирался, что мешает местным властям наводить порядок на дорогах сел и городов.

Цифра

1,5 млн км – общая протяженность российских дорог.

Сам себе дорожник

Лето в этом году выдалось грибное. Вот мы и отправились с детьми в лес в Ярославскую область. Есть там облюбованные грибные места, куда мы каждый год ездим уже много лет. Все бы хорошо, но стоит съехать с федеральной трассы и начать двигаться по петляющей между деревень дороге – беда. Только и смотри, чтобы не провалиться в яму, не зацепить брюхом машины какую-нибудь арматурину, торчащую из некогда лежащих здесь бетонных плит. А там, где когда-то был асфальт, остались одни проплешины…

Аналогичная картина чуть не по всей России. Ладно, за грибами. Но если скорая не проедет, пожарная машина забуксует, продукты не привезут… А ведь именно так и происходит.

В Республике Марий Эл, в Куженерском районе, есть деревенька, где осталось всего 8 жителей. Соловьи называется. Неэффективная, как сейчас говорят. Потому и дороги от районной трассы к ней не было. Хотя люди там жили. Несколько лет назад перебрался в Соловьи, на свою малую родину, и пенсионер Степан Эльтеров. Там у него мама, за которой требуется уход. Однажды зимой у женщины случился инсульт. И Степан три часа тащил ее на себе до дороги, где ждала скорая… После того случая он решил сам построить 2 км дороги, благо по профессии строитель. На это у мужчины ушло 10 лет – тоннами возил на своем тракторе щебень, битый кирпич с заброшенных ферм, иногда нанимал экскаватор… И все это – на свои средства. Один.

Глава республики лично приехал, оценил дорогу. Поблагодарил пенсионера. Даже наградил орденом «За заслуги перед Марий Эл». И все. Дорогу на баланс не взяли. Степан вот уже три сезона сам ее чистит от снега, подлатывает… Вот и этим летом ремонтировал. Весной дорогу вдрызг измесили лесовозы: рядом рубили делянку.

«Мужики, приведите проезд в порядок», – попросил их тогда Эльтеров. Те лишь отмахнулись: дорога твоя, говорят, нигде не числится, ее как бы и нет.

Обидно. А ведь с появлением дороги в деревню потянулись люди – школьники и туристы идут в походы, активизировались рыбаки… Жизнь возрождается. Жаль, что глава республики умеет только барственно благодарить да орденами награждать. А по существу никаких решений так и не принял.

Асфальт вместо оврага

Дорожники поневоле стали появляться повсюду по стране. Люди устали ждать милости от власти и сами взялись за решение своих проблем. Аргументы везде, как под копирку – скорая и пожарные не могут доехать, детей в школу не отправишь, да и свои машины не проедут, приходится оставлять далеко за околицей.

Во Владимирской области, в деревне Новоселка, дорогу построил приехавший туда жить из Узбекистана Наиль Яхин. Без него жителям приходилось идти в обход лишних 3 км. В Башкирии, в деревне Пушкинское (Иглинский район), жители 15 домов на одной улице скинулись и построили 1 км дороги. Глядя на них, то же самое сделали жители соседней улицы. Сами строят себе дороги жители Новгородской области, Татарстана, других регионов…

В Екатеринбурге произошла вообще удивительная история. Жители поселка Веселая Горка много раз просили построить им дорогу. Без толку. Тогда они собрали деньги и сами все сделали. А потом… обнаружили, что власти отчитались: строительство дороги было «запланировано» и якобы в 2017-м они эту работу выполнили, приписав себе заслуги граждан. Не исключено, что и средства из бюджета на сделанную за чужой счет и чужими руками работу – тоже.

Еще более красноречивая история произошла в поселке Красногвардейский Свердловской области. Поселок разделен на две части. И после ремонта плотины одна его часть оказалась отрезанной: дорогу размыло, образовался овраг. Восстанавливать ее власти не спешили, хотя десятки домов неделями, а то и дольше были отрезаны от школы, магазинов, больницы… Тем временем дренажные трубы и часть щебня растащили. А потом и вовсе чиновники сказали: дорога тут не нужна.

Жители возмутились: они хотят, чтобы их поселок не хирел, а развивался. И вот весной прошлого года на собственные средства отремонтировали дорогу. Потом начали искать средства, чтобы ее заасфальтировать: поселковая администрация помочь им в этом отказалась.

Жители сами строят дороги даже в городах. Так, в Светлогорске (Калининградская обл.) 80-летний пенсионер Василий Перебейнос сделал участок (более 200 м) улицы Мичурина, на который у городских властей все не доходили руки. Помогали ему всем миром. Строил долго, лет 8, зато с ливневкой, тротуаром… А потом сильно обижался: никто не убирает, ливневки засоряются. Сам же их потом и чистил. Впрочем, сейчас ситуация разрешилась: городские власти все же взяли дорогу на баланс и даже провели на улице освещение.

На российских дорогах никогда не знаешь, где окажешься в капкане

На российских дорогах никогда не знаешь, где окажешься в капкане

Кстати

В России более 95% дорог изготовлено из асфальтобетона, который уступает цементобетону по сроку эксплуатации и частоте обслуживания. В Германии цементобетонных покрытий – 31%, в США – 35%, в Бельгии – 41%. В этих странах меньше средств тратят на восстановление дорожного полотна.

«Денег катастрофически не хватает»

В 13 км от столицы Удмуртии Ижевска есть деревня Бахтияры. Три года назад жители скинулись по 3 тысячи рублей, муниципалитет помог техникой, и появилась у них дорога. То есть она была – на балансе района. Но поскольку у муниципального образования (МО) денег кот наплакал, то и ремонтировать ее было не на что.

А теперь дорога как новенькая. Понятно, что не асфальт – на него никаких денег не соберешь. Но ездить стало можно. Правда, осталось еще взять новый рубеж – сделали-то всего полдороги. На вторую половину снова надо искать средства.

– Район денег не выделяет, а муниципалитет по Бюджетному кодексу не имеет права вкладываться в строительство дорог, – объясняет глава МО Якшурское Николай Мерзляков.

– А почему район денег не дает?

– Денег вообще катастрофически не хватает. Вот в прошлом году у нас был бюджет дорожного фонда 1,2 млн руб. Из них 750 тысяч уходит на очистку и зимнее содержание дорог. Грубо говоря, остается 500 тысяч на шесть деревень, которые входят в Якшурское МО. Представьте, что мы можем сделать на эти деньги, если 1 км асфальта стоит уже 20 млн руб.

– Близость к столице республики не помогает построить дороги?

– К сожалению, нет. Вот вторая деревня нашего МО – Марасаны – она вообще в 5 км от Ижевска, а там с дорогами еще хуже. Но они тоже сами построили дорогу – район им добавлял средства. А еще раньше жители скинулись по 50 тысяч, и таким образом мы смогли туда газ протянуть…

В основном работаем по такому принципу. Если улица деньги собрала, я техникой помогаю: распределяю эти 500 тыс. Полотно поднимаем, разравниваем все… Сейчас уже много дорог так построили. В Бахтиярах внутри деревни люди все сами сделали. Да и в Марасанах так же. Я начинал здесь работать в 2012-м, за эти семь лет деревни преобразились очень сильно. Но у людей сейчас деньги лишний раз просить – сами понимаете… Доходы-то падают.

Лучше будет, но не скоро

В 2017 году в России стартовал федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». То есть власти наконец опомнились и решили заняться не федеральными трассами, которые в России все-таки в приличном состоянии, а региональными и местными.

Вначале участниками проекта стали 38 городских агломераций, но это число каждый год растет. Всего за шесть лет федеральный бюджет направит в регионы 875 млрд руб. Кроме того, часть средств будет привлечена из региональных и местных бюджетов. О том, где, что и как чинят, можно посмотреть на сайте www.bkdrf.ru.

Предполагается, что к 2025-му 85% дорог в стране должны стать отменными. Речь идет в том числе и о тех, которые идут не только от города к городу, но и от села к селу.

А то дожили – некоторые турфирмы уже отказываются возить туристов по городам Золотого кольца. И именно из-за отвратительных дорог.

Главное – маневры

Советы водителям

При движении по полевым и лесным дорогам старайтесь, чтобы колеса располагались по обочине и середине дороги: возможно, «первопроходец» этой трассы – автомобиль с высоким клиренсом. При таком способе езды «прихватить» что-нибудь в колесо будет намного безобиднее, чем нарваться поддоном на заросший пень.

При движении по грунтовым дорогам следует помнить, что нагрузка на ходовую часть вашего авто пройдет «безболезненно» лишь в том случае, если соблюдать золотое правило: больше яма – меньше скорость. Иначе вам гарантирован не только износ резинотехнических деталей, но и выход из строя элементов подвески.

«Карта убитых дорог» должна стать настольной книгой для чиновников

Два года назад появилась интерактивная «Карта убитых дорог», куда каждый россиянин может добавить и те, что требуют ремонта в его родном городе или селе. За это время из 45 тыс. км, отмеченных гражданами как «убитые», отремонтировано чуть меньше 7 тыс.

Эксперт проекта Дмитрий Цопов рассказал «Собеседнику», как добиться, чтобы власти наконец обратили внимание на убитую дорогу.

– Мнение жителей о том, какие дороги надо ремонтировать, учитывается?

– Могу поручиться, что где-то 30% пожеланий учтено. То есть это либо уже отремонтированные дороги, либо добавленные в планы ремонта.

– Отметку на вашей карте может поставить только зарегистрированный в проекте человек?

– Да. Регистрация нужна, чтобы не было накрутки. Представьте, что будет, если человек решит, что ему надо провести дорогу на свой хутор, и накрутит 10 тысяч ботов, которые проголосуют за эту дорогу…

Отбор достаточно объективен, и в планы ремонта попадают те дороги, которые по-настоящему набрали максимальное количество голосов.

– А можно накрутить честно?

– Могу привести пример. Город Донской Тульской области (63 тыс. жителей). 16-летний юноша ходил по соседям, уговаривал… Где только мог, клеил призывы проголосовать за ремонт дороги. И их улица реально собрала очень много голосов – рекордное количество по стране. Дорогу там сделали.

В общем, результат во многом зависит и от активности жителей. Мы же не можем привести чиновника за руку и сказать: отремонтируй именно эту дорогу. Хотя и советуем им использовать «Карту» как настольную книгу: на ней видны все больные места.

– В каких регионах вам труднее работать с властями, а в каких легче?

– На нашем сайте есть вкладка «Километрика». Там можно посмотреть, где и сколько дорог отремонтировано и как много дорог жители просят привести в порядок. По этому соотношению, мне кажется, все понятно. Там, где мало дорог сделано, с властями работать нелегко.

– С чем это связано – с отношением или с бедными бюджетами?

– Со многими факторами. Понятно, что, если спросить чиновников в лоб, они сошлются на нехватку бюджета. Но дело в том, что и за те средства, которые есть, ремонтировать дороги можно. Главное – тратить средства эффективно: ведь если делать это в дождь и снег (как это часто бывает), покрытие долго не продержится.

И здесь тоже надо общественности подключаться – можно напрямую обращаться в прокуратуру. А там, где чиновники вообще не прислушиваются к мнению жителей, последним стоит задуматься: а тех ли они выбирают?

– Ваши активисты входят в комиссии по приемке дорог. Были случаи, когда комиссия принимала дорогу, а активист видел нарушения? Может общественник повлиять на ситуацию?

– Такие случаи часто бывают. Но повлиять на ситуацию может любой человек. Для этого необязательно входить в комиссию. Если вы видите, что дорога ремонтируется с нарушением технологий, надо сделать фотографии, скажем ремонта в дождь, и обратиться в прокуратуру.

– И что, помогает?

– Помогает. Два года назад, к примеру, мы собирали такого рода видеообращения от граждан со всей страны. После этого написали в прокуратуру. Если не ошибаюсь, более чем в 50% случаев эти работы приняты не были.

Многие снимают нарушения и выкладывают в соцсети. И на этом все заканчивается. Но так бракодела не накажешь. Надо обращаться в администрацию, в прокуратуру, в СМИ, наконец. Тогда случай не останется без внимания.

На нашем сайте, кстати, есть шаблоны обращений. Если у кого-то не получается самому бороться, наши активисты всегда помогут довести дело до положительного решения.

Антирейтинг: 10 худших

Города России с самыми плохими дорогами

(по данным опроса независимого агентства Zoom Market, июль 2019 г.):

  1. Челябинск
  2. Махачкала
  3. Омск
  4. Саратов
  5. Брянск
  6. Пермь
  7. Иваново
  8. Уфа
  9. Симферополь
  10. Воронеж

Скворцова Елена

По материалам: «Собеседник.ру»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru