ФЛОТСКОЕ БРАТСТВО НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ
В клубе автопутешественников Санкт-Петербурга 26 октября заслушают отчет президента Благотворительного фонда содействия ветеранам «Честь», капитана 3 ранга запаса Андрея Усачева о результатах третьего Международного автопробега ветеранов–военных моряков. Уверен: ему будет о чем рассказать, ибо сам был участников этой необычной экспедиции.
Экипажи из различных городов России и Украины под его руководством проехали через Белоруссию, Калининградскую область, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Швецию и Финляндию.
Ранее ветераны Военно-Морского Флота уже совершили два масштабных международных автопробега – в 2009 году по маршруту Киев–Североморск (с посещением базы Северного флота), а прошлогодний автопробег был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, адмирала Сергея Георгиевича Горшкова.
… В третьем автопробеге мне посчастливилось ехать в одном, 26-м, экипаже вместе с ростовчанином Леонидом Михайловичем Суховенко. Скажу без ложной скромности: испытал огромное удовольствие от знакомства с этим достойным человеком и возможностью общаться с ним в течение почти двух недель. Михалыч, как называли мы пилота-26, был самым старшим в этом автопробеге (ему уже далеко за 70), но, пожалуй, самым опытным. В юности он пришел на Ростсельмаш, да так и остался работать на этом предприятии. Начав с простого слесаря, закончив заочно институт, Леонид Суховенко последовательно прошел все ступени карьерного роста до начальника корпуса акционерного общества Ростсельмаш. За заслуги в области машиностроения и многолетний труд Леонид Михайлович удостоен звания Заслуженный машиностроитель РФ.
Уйдя на пенсию, Леонид Михайлович увлекся автопутешествиями. Ездил в пустыню Гоби, посещал Алтай и Урал, путешествовал по пескам Монголии, два года назад прошел от Москвы до столицы Сенегала. В африканской экспедиции Михалыч, по словам очевидцев, ни разу не пожаловался на трудности пути и всегда был в числе первых при постановке и сборе лагеря, приготовлении еды, помощи в ремонте автомобилей. То же самое могут утверждать и участники третьего Международного автопробега ветеранов ВМФ. К тому же, как я убедился лично, за рулём «Mitsubishi Padjero Sport» командир 26-го экипажа вовсе не чувствует возраста.
Единственный женский экипаж в составе Светланы Малашевич и Марины Шаловой стартовал в Питере на «Toyota Korolla», из Сегежы в Питер на Great Wall прибыл Володя Задворьев. В Белоруссии на Lexuse присоединился москвич Олег Якушкин.
Встречать нас на финско-российскую границу на своей «девятке» из Североморска прибыл Вася Кричкин. В предыдущих двух пробегах участвовал и Андрей Мирам из Мариуполя на «Москвиче-412». Но в этот раз только визовые проблемы помешали ему участвовать в пробеге на «Москвиче» – его ровеснике.
Особенно запомнилось посещение таких святых мест, как мемориальный комплекс в белорусской Хатыни, Брестская крепость, памятник советским воинам, похороненным в польской Гдыне… У мемориала 1200 воинам-гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга, прошла широкомасштабная акция с участием ветеранов войны, молодежи, руководства области и командования Балтийского флота.
Но не обошлось и без ложки дегтя. Например, при пересечении границы мы не испытывали никаких проблем ни с польской, ни с финской сторон – соседи устроили нашей колонне прямо-таки зеленый коридор. Зато горечь осталась от пункта пропуска «Куршская коса». При том, что правительство Калининградской области направило должностным лицам пограничного ведомства уведомление о пробеге, на что получило «добро» и обещание пропустить колонну вне очереди, эту самую бумагу погранаряд искал в течение часа. И в течение всего этого времени пункт пропуска был парализован: застопорилось движение в обе стороны.
Неужели мы по-другому не можем?
Валерий ГРОМАК,
капитан 1 ранга запаса