Почему, несмотря на высокий урожай зерновых, продукт № 1 продолжает дорожать?
В январе — июле, по данным Росстата, хлеб в магазинах стоил на 7,7% больше, чем год назад. Темп роста цен ускорился в 3 раза. Больше всего подорожал черный хлеб — на 9,6%. Летом этого года черный (хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки. — Авт.) стоил 50,5 рубля за 1 кг, белый и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта — 76 рублей за кило.
Эти цифры приводит официальная статистика, подчеркивая, что цены на хлеб в 2019 г. росли быстрее инфляции (ее уровень Росстат оценивает в 5% за семь месяцев).
Производители, как водится, кивают на объективные причины. В ассоциации «Руспродсоюз» рост цен на основной продукт питания миллионов россиян объяснили 30-процентным удорожанием пшеничной муки.
Свою лепту в хлебную инфляцию внесли и торговые сети. По словам председателя правления Национального союза хлебопечения Сергея Щедрина, производители и поставщики не могут влиять на конечную стоимость буханки и батона на полке. С. Щедрин отметил, что по состоянию на июнь текущего года хлебозаводы повысили отпускные цены по сравнению с июнем прошлого года лишь на 6%, что, дескать, даже не полностью покрывает их издержки. Однако гражданам, чей рацион состоит в основном из хлеба и макарон, от знания того, кто конкретно задирает на них цены, ничуть не легче.
На данные Росстата о росте цен на хлеб отреагировали и в Минсельхозе России. Там заявили, что «текущая ситуация на рынке хлеба оценивается как стабильная, без резких ценовых колебаний», добавив, что урожай зерна в 118 млн тонн и 75 млн тонн пшеницы «позволит полностью обеспечить внутренние потребности страны».
Как видим, чиновники демонстрируют все тот же, набивший оскомину подход: баюкают граждан гигантскими цифрами и рассуждают о пресловутой стабильности. Однако какой прок во всех этих миллионах тонн рядовым россиянам, к примеру, тем 20 млн человек, чьи доходы недотягивают даже до прожиточного минимума? Для их тощих кошельков любое, пусть и 8–10-процентное подорожание хлеба весьма чувствительно.
«В цену хлеба заложены тарифы естественных монополий. Вода, электричество, газ, стоимость аренды земли, помещений, платежи за землю — все это заложено в цену хлеба, — напоминает глава Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон. — Поэтому государству надо внимательно посмотреть, где можно умерить свои аппетиты для того, чтобы себестоимость хлеба была хотя бы стабильна на какой-то период».
Сколько раз с высоких трибун нам обещали, что правительство не даст взвинчивать цены на социально значимые продукты. Ну и где они, эти посулы? По-видимому, в той же виртуальной реальности, где застряла обещанная властями еще в 2015 г. программа продуктовых карточек для малоимущих граждан.
Игорь Вересков
“Новый вторник”