Вынужденная незаконная перепланировка
«Всю жизнь живу в районе станции метро «Бауманская» и часто хожу мимо знаменитого Елоховского собора. Но недавно нужно было пройти по Елоховскому проезду, то есть обойти церковь с другой стороны. Неожиданно я увидел, что к одному из куполов здания пристроена какая-то странная синяя шахта, напоминающая шахту лифта. Раньше я ее не замечал. Скажите, что это такое?» — Андрей Соколов.
Отвечает краевед Андрей Леднев:
— Да, снаружи Богоявленского кафедрального собора в Елохове действительно можно увидеть лифт. Более того, он у здания не один — есть подъемник и внутри. История его появления очень интересна и вплотную связана с деятельностью Николая Капчука, который с 1969 года по 2015 год был председателем приходского совета собора. Но давайте заглянем в далекое прошлое.
После того как в 1918 году большевики запретили службы в Успенском соборе Кремля, главным православным храмом в столице стал Богоявленский собор в Дорогомилове, но он был закрыт и разрушен властями. Поэтому в 1938 году патриаршая кафедра была перенесена в бывший приходской храм Богоявления в Елохове. Все приходские строения там уже были конфискованы, потому возникла острая необходимость в административных и хозяйственных помещениях. В самом же здании не было даже подвала, так как он сооружен по смелому проекту: стены и опоры куполов стоят прямо на земле и не связаны между собой.
Ситуация так и оставалась неразрешенной, пока в соборе не появился староста Николай Семенович Капчук. Он предпринял решительные и необычные шаги для того, чтобы как-то выкрутиться из сложившейся ситуации. Как оказалось, между сводами храма и его кровлей существует большое пространство. Капчук затеял нелегальную стройку, и под крышей собора образовался практически целый городок. То есть над трапезной, алтарем, везде, где это было возможно, появились помещения и коридоры, расположенные на двух этажах, при этом все они связаны так, что под крышей можно пройти от колокольни к алтарю. Там и кабинеты, и столовые, репетиционные для соборных хоров, бухгалтерия и даже пара мастерских.
Поскольку и сам патриарх, и многие архиереи, которые приходили служить сюда, были уже весьма почтенного возраста и достаточно грузной комплекции, возник вопрос, как же им попадать на верхние, новые этажи. В здании существует винтовая лестница, но она очень узкая и крутая. Так Капчуку и пришла идея соорудить в Богоявленском соборе два лифта: один находится снаружи и ведет к башенке с малым куполом, второй — внутри, за алтарем. В итоге оба они появились в 1973 году.
Наружный лифт ведет на 3 уровня: на втором и третьем — кабинеты, а четвертый — это башня. Как и раньше, подъемник используют служащие в храме, для прихожан он недоступен. В 1997 году вместе с собором, который поменял цвет стен с голубого на зеленый, а куполов — с серебряного с золотыми прожилками на золотой, был отремонтирован и лифт. С тех пор в таком ярко-синем исполнении мы и можем его наблюдать.
Существует городской миф о том, что лифт сделали для фабрики по пошиву церковных облачений, которую позже перенесли в Софрино. Но это не так. Скорее всего, история родилась из-за мастерских, в которых также могли чинить или создавать богослужебные облачения.
Кстати, к новшествам, привнесенным Капчуком, относятся и перестроение алтаря, и бурение артезианской скважины на территории храма, и введение приглашений на популярные службы во время больших церковных праздников.
Екатерина Степанова
По материалам: “Московский комсомолец”